Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

30.11.2011

 

Выступление Виктора Иванова на Выездном совещании Государственного антинаркотического комитета 30 ноября 2011 года в г. Санкт-Петербург

 

«Создание системы социальной реабилитации и  ресоциализации наркозависимых  как фактор развития регионов Северо-Западного Федерального округа»

 

Видеозапись выступления Виктора Иванова

Уважаемые коллеги!

 

В соответствии с решениями Президиума Государственного Совета от 18 апреля т.г. в Иркутске по теме «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи» в России стартовала и развернута интенсивная работа по созданию системы реабилитации наркопотребителей через механизмы государственной поддержки общественных, неправительственных и религиозных организаций, занимающихся реабилитационной деятельностью в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркотической зависимости.

И я признателен полномочному представителю Президента в СЗФО Николаю Александровичу Винниченко и губернатору Санкт-Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко за то, что они поддержали проведение данного совещания и обеспечили высокий уровень его проведения.

Именно здесь, под Санкт-Петербургом в селе Сапёрное находится первый в России реабилитационный центр, который прошёл систему добровольной сертификации работ и услуг по социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

На прошлых Рождественских чтениях я с удовлетворением вручил Сертификат № 1 руководителю центра протоиерею Сергию (Белькову).

К настоящему времени в ряде субъектов Российской Федерации уже практикуются меры грантовой поддержки негосударственных центров реабилитации.

В Калининградской области реализуется пилотный проект по созданию полного цикла лечения, медицинской, социальной реабилитации и адаптации наркозависимых путем объединения в единый экспериментальный комплекс Калининградской областной наркологической больницы и действующего негосударственного реабилитационного центра «Орехово».

Интересна и многоканальная схема финансирования проекта. Финансирование проекта происходит в рамках областной целевой антинаркотической программы, а также за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, областного Минздрава и муниципальных образований.

Одновременно руководством области оказывается поддержка и другим негосударственным реабилитационным центрам. Так, решением Губернатора Калининградской области «Центру ресоциализации наркозависимых» выделено в аренду большое здание.

Конечно, потребуются инвестиции для подготовки здания для работы с людьми, и уверен,  что найдутся спонсоры, но первый серьезный шаг уже сделан.

Уважаемые коллеги!

 

Хочу воспользоваться возможностью торжественно вручить Сертификат  Системы добровольной сертификации по социальной реабилитации и ресоциализации руководителю Калининградской региональной общественной организации  «Центр ресоциализации наркозависимых» Разину Николаю Викторовичу.

 

Уважаемые коллеги!

 

Аналогичная помощь на нужды реабилитации осуществляется и в других регионах России – в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и Ставропольском крае.

Показательно, что результатом этого стал рост количества реабилитируемых, которым оказана действенная помощь по избавлению от наркозависимости.

На федеральном уровне первый важный шаг в этом направлении уже сделан – в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»  и соответствующим решением Минэкономики организован конкурсный отбор таких организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку в том числе для организаций, занимающихся социальной реабилитацией и ресоциализацией наркопотребителей.

При этом реабилитационные центры показывают хороший результат в устойчивости освобождения от наркозависимости.

Следует особо отметить, что без должной реабилитации наркологическая помощь оказывается не только недолговечной, но и предельно кратковременной.

 

s1.jpg

 

Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что из порядка 1 миллиона обратившихся в государственные и частные наркологические центры лишь 2 процента вышли на устойчивую ремиссию.

Обратите внимание на слайд.

Более того, обратите внимание, согласно клинической статистике практически каждый из этого миллиона ежегодно госпитализировался 5 – 6 раз.

Таким образом, существующая модель лечения не достигает цели, не говоря уже о формировании у наркопотребителей, их близких, да и в обществе, в целом, атмосферы безысходности.

Кроме того, эти данные, с одной стороны, свидетельствуют о высоком проценте наркопотребителей, желающих встать на путь реального освобождения от зависимости, а, с другой стороны, это хождение по кругу, как вы видите на слайде, высвечивает проблему – в условиях отсутствия должной реабилитации все усилия государства и общества сводятся на «нет».

Как представлено на слайде наркопотребители, по сути, ходят по кругу, и только мизерная часть их возвращается в общество.

Общество такая ситуация не может устроить – это очевидно.

Так мы не выполним задачу сбережения народа, которую ставит перед нами руководство страны.

Вариант по принципу – «с понедельника, после детоксикации, начну новую жизнь» – не срабатывает, – требуется качественное изменение среды, образа жизни, места проживания, окружения, самого характера существования, разумеется – на длительное, до 1 года, время.

 

s2.jpg

 

Совершенно очевидно, что необходимы усилия и целенаправленные действия государства, включая региональные власти, по поддержке столь востребованной в обществе работы реабилитационных учреждений.

Схема предлагаемого механизма представлена на слайде.

Именно в этих целях 19 декабря в Общественной палате  Российской Федерации пройдут слушания по этой проблеме, а 21 декабря состоится заседание Государственного антинаркотического комитета где будет рассмотрен вопрос о механизмах государственной поддержки и организации национальной системы реабилитации в целом.

 

Уважаемые участники совещания!

 

Десять дней назад я вернулся из Чикаго, где в рамках  двухсторонней российско-американской Президентской комиссии («Медведев-Обама») состоялось пятое заседание Рабочей группы по наркотикам, сопредседателем которой я являюсь.

Там мы имели возможность посетить Центр реабилитации наркозависимых «Haymarket».

Впечатление очень сильное.

Представьте себе, ежегодно через этот центр проходит более 16 тысяч реабилитируемых наркозависимых!

Продвинутая система работы с этим контингентом, прошедшим первичное лечение, многообразные методики, квалифицированные специалисты – всё это свидетельствует о распространенности и эффективности в США сферы социальной немедицинской реабилитации.

То же самое можно сказать и об опыте национальных систем в Италии, Китае, Израиле, Польше.

Хочу подчеркнуть, что и мы начинаем не на пустом месте – уже есть опыт Северо-Кавказской сети реабилитационных центров, центров в Сибири, на Урале и, конечно, в Северо-Западном федеральном округе (соответствующая информация есть у вас в раздаточном материале).

 

Уважаемые коллеги!

 

Организации эффективной, результативной работы по возвращению наркопотребителей в общество в соответствии с мировым опытом базируется на трех фундаментальных принципах.

Первый – абсолютно необходимое дистанцирование наркозависимого от привычного ему агрессивного наркотического эрзац-социума.

Второй – включение реабилитируемых в интенсивный трудовой процесс, преимущественно на свежем воздухе.

Третий – проживание и работа реабилитируемых в коллективах с опытными наставниками, терапевтических коммунах и сообществах, воспроизводящих все параметры полноценного социума.

К слову, этот опыт в теории и практике давно и успешно реализован нашим выдающимся педагогом Антоном Семеновичем Макаренко.

И именно этот опыт широко используют реабилитационные службы Израиля в так называемых кибуцах.

Этим трем условиям в полной мере удовлетворяет и российская сельскохозяйственная община.

Хочу особо отметить, что развитие именно этого направления уже предусмотрено в совместной работе Государственного антинаркотического комитета и Министерства сельского хозяйства через действующую ФЦП «Социальное развитие села до 2013 г.» и в формируемой в настоящее время ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 гг. и на период до 2020 г.».

Хотел бы подчеркнуть, что в этом контексте мы в комплексе, системно решаем две задачи – не только возвращаем в общество преимущественно бывшего городского наркопотребителя, но и, закрепляя его на селе, содействуем развитию сельского хозяйства.

 

s3.jpg

 

Такая практика широко используется во всем мире,  достаточно взглянуть на слайд, воспроизводящий реабилитационную коммуну в сельской местности в  Сан-Патриньяно в Италии, где бывшие наркопотребители в порядке трудовой реабилитации выращивают элитный сорт винограда Сан-Джовезе, хорошо известный по популярным вида вина в России – «Монте Пиролло».

 

Уважаемые коллеги!

 

Государственный антинаркотический комитет рассматривает Северо-Западный федеральный округ как лидера в решении поставленной руководством страны задачи по созданию национальной системы социальной реабилитации.

При этом хотел бы подчеркнуть, что именно здесь  сосредоточен значительный интеллектуальный потенциал, сконцентрирован большой отряд специалистов в области лечения наркозависимостей, реабилитации, то есть социальных работников, психологов, антропологов, социально-педагогических работников.

Очевидно, что есть все необходимые условия для создания в Санкт-Петербурге федеральной экспериментальной площадки по отработке одной из самых сложных проблем реабилитации – организации мотивирования различных групп зависимых людей к участию в программах освобождения от зависимости.

 

s4.jpg

 

Комплексная система мотивирования к прохождению реабилитации должна востребовать потенциал социальных служб регионов, прежде всего Санкт-Петербурга, правоохранительных органов, наркологической службы, а также общественных, некоммерческих, волонтёрских, родительских и иных организаций, социального окружения наркозависимых в целях координации и направления их усилий на побуждение и вовлечение наркопотребителей в программы социальной реабилитации и ресоциализации.

Георгий Сергеевич, просил бы поддержать имеющиеся инициативные предложения и на очередном заседании региональной антинаркотической комиссии под Вашим председательством в тесном сотрудничестве с аппаратом ГАК рассмотреть вопрос о создании соответствующей лаборатории по сути федерального значения. Научно-исследовательский центр ФСКН России прошу обеспечить необходимое организационно-научное сопровождение.

Вообще, решение данной проблемы могло бы стать своего рода визитной карточкой Санкт-Петербурга в сфере антинаркотической политике.

Как известно, идут непрерывные споры о том, можно или нельзя принуждать к реабилитации.

С нашей точки зрения, в основном это досужие и схоластические споры.

Принудить к освобождению от зависимости не только неправильно, но и попросту невозможно. Но формировать мотивацию – обязанность гражданского общества и государства.

Нужно всеми возможными демократическими и законными средствами вовлекать наркозависимых в реабилитацию и тут требуются не крайности репрессивного подхода, а широкий и постоянно разрабатываемый и пополняемый инструментарий мотивирования.

Особая роль при этом принадлежит системы социальной защиты и развития и ее социальным работникам.

Как показывает передовой опыт, в частности, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, где в настоящее время, после проведения общественных слушаний, готовятся к утверждению постановлением Правительства региональные государственные стандарты оказания услуг по социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых, социальная защита является той организованной государственной системой, которая могла бы внести существенный вклад в снижение наркомании.

Помимо региональных стандартов оригинальным механизмом поддержки реабилитационной деятельности мог бы стать инновационный организационно-управленческий механизм региональной системы реабилитации в виде института сертификата на реабилитацию (по типу родового сертификата или сертификата на реабилитацию инвалидов).

Такой сертификат давал бы направляемым на реабилитацию определённую, пусть и небольшую, финансовую базу, скажем в 2 – 4 тысячи рублей, что задавало бы фундаментальную поддержку негосударственным реабилитационных центрам на прозрачной и понятной основе.

Уважаемые коллеги!

 

Двадцать лет назад, на излёте Советского Союза в пылу преобразований была разрушена сбалансированная антинаркотическая система, состоявшая из сети наркологических учреждений и лечебно-трудовых профилакториев путем механистического уничтожения последних. Было много претензий к ЛТП, но их ликвидация без создания адекватной альтернативы оборвала технологически необходимый процесс освобождения от наркозависимости.

По сути, мы просто закрыли глаза на проблему.

Сегодня руководством страны поставлена масштабная задача –создать принципиально новую систему на основе тесного общественно-частно-государственного партнёрства и взаимной ответственности.

Санкт-Петербург был и остается культурной столицей России и его потенциала достаточно для создания новой для страны культуры гуманистической социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

 

Благодарю за внимание.