Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

12.03.2012

 

Выступление  директора ФСКН России В.П. Иванова  на пленарном заседании  55-й сессии КНС ООН 12 марта 2012 года, Вена

 

О механизмах комплексной и сбалансированной антинаркотической политики на основе инфраструктурного развития при решении задачи ликвидации планетарного центра афганского наркопроизводства

 

Господин председатель!

Уважаемые дамы и господа!

Нынешняя 55-ая сессия столь уважаемой организации как КНС ООН проходит в год столетнего юбилея выдающегося события прошлого века – подписания многосторонней конвенции о контроле над наркотиками, Международной конвенции по опиуму в Гааге в 1912 году 89 государствами.

Память об этом выдающемся событии и приближающиеся юбилейные торжества накладывают на нас сегодня особую ответственность и необходимость быть на высоте решений наших предшественников.

Таким ключевым решением уже нашего Миллениума могла бы стать демонстрация победы мирового сообщества над планетарным центром наркопроизводства в Афганистане.

Представляется, что распространённое на сегодня мнение экспертов о том, что ситуация с афганским наркопроизводством как ординарным, не выходящим за рамки иных аналогичных явлений, является не просто необоснованно благодушным, но и фактически фатальным заблуждением.

Более того, запланированный Североатлантическим альянсом  вывод иностранных войск из Афганистана и передача в 2014 году всей ответственности за обеспечение безопасности на афганское правительство, порождает принципиально новую – экстраординарную – ситуацию.

За 10 с половиной лет с момента начала операции «Несокрушимая свобода» от афганского героина уже погибло порядка 1 миллиона человек, а в транснациональную организованную преступность инвестирован 1 триллион долларов за счет масштабного афганского наркопроизводства.

Как следствие, гуманитарная наркокатастрофа постигла не только в Евразию, но и сам Афганистан.

Так, по данным афганской неправительственной организации «Новая линия» до 7 процентов населения Афганистана является на сегодня наркопотребителями.

А согласно исследованию группы специалистов-токсикологов во главе с известным профессором Университета Флориды доктором Брюсом Голдбергером, нынешнее поколение детей в Афганистане обречено, поскольку все они являются классическими опиумными и героиновыми наркоманами. Ученые зафиксировали беспрецедентно высокое содержание наркотиков в крови детей.

Опасная концентрация наркотиков содержится не только в дыме взрослых курильщиков опиума, но и в одежде, волосах, спальных принадлежностях, коврах, мебели, детских игрушках, а также в молоке кормящих матерей.

Зафиксировано, если эти дети не получают наркотика, у них начинается абстинентный синдром.

Так, у 10-летней девочки в образцах волос содержание метаболита героина составило 5607 пг/мг, морфина – 8350 пг/мг и кодеина – 4654 пг/мг, что соответствует показателям медицински диагностированного взрослого наркомана.

Комментарии здесь излишни.

При этом по официальным заявлениям, в частности, Конгресса США, с 2014 года финансовая помощь Афганистану существенно снизится.

В ситуации, когда большая часть национального бюджета Афганистана составляет иностранная помощь (порядка 8 млрд из 12 млрд долларов), подобные решения без создания новой экономики Афганистана выступят очередным взрывным стимулом по усугублению и без того катастрофического положения с уровнем наркопроизводства.

В разрушенном 10-летней войной Афганистане все негативные последствия военных действий лягут на плечи самих афганцев.

Неужели оставить одно из слабейших государств мира один на один с планетарной наркомафией и станет сутью политики афганизации?

Или все мы готовы получить еще одно наркоцунами?

Уважаемые коллеги!

Чрезвычайная ситуация требует экстраординарных мер и реализации в полной мере ответственности международного сообщества в соответствии с Уставом, правом и духом ООН.

В своём выступлении я хотел бы, основываясь на предложенном Вашему вниманию на прошлой 54-й сессии Пятилетнем плане ликвидации афганского наркопроизводства представить новые аргументы и предложения по инструментам и механизмам решения ключевой на сегодня проблемы ликвидации планетарного центра наркопроизводства как консолидированного действия мирового сообщества под эгидой ООН.

ООН за прошедшие десятилетия разработало достаточно правовых норм и стандартов для решения проблемы.

Прежде всего, – это:

Первое – комплексный и сбалансированный подход к антинаркотической политике.

Второе – основополагающее ООНовское право – право на развитие, закреплённое в Декларации о праве на развитие, принятой резолюцией  41/128 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 года.

Третье – система мер по стимулированию социального прогресса и развития на основе Декларации социального прогресса и развития, провозглашённой резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1969 года.

Наконец, – это ставший уже классическим метод альтернативного развития, являющийся важнейшей составляющей антинаркотической борьбы в системе ООН.

Однако, к сожалению, до сих пор альтернативное развитие, как это показывает, в частности, обстоятельный доклад председателя Международного комитета по контролю за наркотиками профессора Хамида Годсе, является пасынком или падчерицей антинаркотической политики и вдобавок сводится к частной процедуре замещения сельскохозяйственных культур.

Стандартным примером является раздача (дистрибуция) мешков с пшеницей американскими и натовскими солдатами в обмен на обещания прекратить выращивание опиумного мака. Однако, в большинстве случаев, как мы знаем, афганские крестьяне (декхане) с удовольствием берут пшеницу и продолжают культивировать сверхприбыльный опиумный мак.

Таким образом, статус альтернативного развития сегодня выглядит банальной профанацией.

В этом плане мы приветствуем усилия по кардинальному пересмотру содержания и стандартов альтернативного развития, которые начались с практикума осенью прошлого года в Таиланде и будут рассмотрены представителями высокого уровня на Международной конференции по вопросам альтернативного развития, которая состоится в Лиме в ноябре 2012 года.

Мы уверены, что эта конференция станет рубежной.

Именно полноценное альтернативное развитие сегодня в наибольшей степени необходимо Афганистану.

Что это должно означать на практике?

Организацию индустриализации и электрификации многострадального Афганистана, когда основным источником и локомотивом общественного богатства станут новые технологии и инфраструктуры.

Убеждён, что решение проблемы наркопроизводства лежит именно в организации социально-экономического подъёма через создание инфраструктур следующего поколения, которые технологически в состоянии обеспечивать доступ основной части населения государств к современному мировому качеству жизни.

Именно в создании инфраструктур нового поколения, не с ограниченным доступом, а всеобщего пользования, и лежит существенный ответ на планетарный вызов наркопроизводства.

По сути, мир сегодня стоит перед необходимостью ухода от больной неолиберальной экономики, плодящей неравенство и наркотизацию Земли, и перехода к новой социально-экономической модели развития, реализующей ООНовское право на развитие и социальный прогресс.

Высказанная мною точка зрения совпадает с позицией премьер-министра и теперь уже избранного президента России Владимира Путина. 

Хотел бы также кратко указать, что сегодняшнее положение Афганистана является абсолютным следствием глобальной экономики, которая критически нуждается в любых, в том числе чёрных наркоденьгах для покрытия гигантсткого дефицита ликвидности.

На слайде видно, что культивирование наркоэкономики является обязательным условием самого существования нынешней глобальной экономики.

Это означает, что развивая Афганистан, мы работаем на весь мир.

В связи с вышеизложенным предлагаю, конкретизируя Российский план «Радуга-2», следующие механизмы решения проблемы афганского наркопроизводства.

Первое. Создать международный оперативный штаб помощи Афганистану в целях организации индустриализации и ликвидации наркопроизводства.

Второе. Деятельности штаба необходим межправительственный оператор. Как я уже предлагал, необходимо создать международную целевую комиссию или агентство, своего рода Корпорацию развития Афганистана.

Третье. Разработка проектов развития Афганистана. В частности, необходимо ускорение запуска трубопроводных транзитных проектов.

Интенсификация геоэкономики трубопроводов даст сильнейший стимул для интеграции региона и вытеснения наркопроизводства из хозяйственной жизни Афганистана.

Россия готова участвовать в проекте строительства газопровода «Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия» (TAPI), а также поддерживает ИПИ (Иран – Пакистан Индия) – поскольку это позволит поднять экономику провинций, где проживают белуджи.

Хотел бы заметить, что у России в последнее время возникают хорошие отношения с региональными государствами – так, серьезные продвижения в антинаркотическом сотрудничестве с Пакистаном и Ираном, а с Пакистаном, Таджикистаном и Афганистаном создан антинаркотический квартет.

Четвёртое. Создание специальной целевой группы экспертов по анализу планетарного воздействия наркопроизводства на глобальную экономику.

Пятое. Создание интерактивной карты ликвидации наркопроизводства в Афганистане, на которой будут отображены афганские маковые поля, места дислокации нарколабораторий и иной наркоинфраструктуры и логистики.

Так, только на севере Афганистана сосредоточены более 500 нарколабораторий, работающих как целый производственный кластер исключительно на российском направлении.

Информацию на карту смогут сбрасывать все жители планеты, кто мало-мальски владеет этой информацией. Интерактивная карта при этом будет касаться не только самих посевов и нарколабораторий, но и хода реализации индустриализации и электрификации.

Благодарю за внимание.

 

Перевод выступления (Английский язык)Перевод выступления (Английский язык)

 

Перевод выступления (Испанский язык)Перевод выступления (Испанский язык)