Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

28.06.2013

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании Государственного антинаркотического комитета 28 июня 2013 года

 

"О подготовке к реализации государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ»"

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит рассмотреть итоговый проект государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ», разработанный в соответствии с поручением Президента России В.В. Путина в ноябре прошлого года.

Надеюсь, коллеги, вы одобрите представленный проект, согласованный профильными ведомствами.

Затем необходимо провести согласование в Администрации Президента для представление на утверждение Указом Президента.

В предельно сжатые сроки девятью ведомствами проведена серьезная разработка ГМП - благодарю всех за творческую и плодотворную работу!

Проведены обсуждения с ведущими российскими и зарубежными экспертами, учёными и практиками, и, главное - проанализированы письма граждан, прежде всего, матерей к Главе государства, Президенту России, обращения к руководителям всех регионов страны.

И квинтэссенция, лейтмотив, всех обращений: сделайте что-то, помогите нашим детям освободиться от наркотиков и реабилитироваться в обществе.

Программа и есть практический ответ на запрос общества на кардинальное снижение уровня наркомании в стране.

Тем не менее, по мере приближения к завершению выполнения поручения Президента всё чаще возникают вопросы, почему разработкой программы реабилитации занимается полицейская структура ФСКН?

Во-первых, потому что Службе это было поручено Президентом России.

Во-вторых, за последние 20 лет, невзирая на почти 2 миллиона привлечённых к уголовной ответственности за наркопреступления, противоядия, уменьшившего бы уровень наркомании, найдено не было.

В-третьих, именно ошибочное мнение, что проблема наркомании  является чисто медицинской, наркологической, - завело ситуацию в тупик, поскольку эта проблема является мультидисциплинарной, межведомственной и требует согласованных одновременных действий сразу трёх отраслей: полицейской, социальной и медицинской.

Более того, согласно общепринятым в мире оценкам, реабилитация является ключевым механизмом профилактики общества от наркомании, наркопреступности и, в целом, декриминализации молодёжной среды.

Следует подчернуть, именно наркопотребители образуют инфраструктурно-логистическую сеть уличной дистрибуции наркотиков и выступают генератором колоссального количества преступлений.

Проведённый нами тщательный анализ наркоситуации не только подтверждает изложенное, но и позволяет прийти к уникальным выводам и оценкам.

Так, в соответствии с результатами мониторинга, в стране порядка 1,5 млн. человек являются потребителями опиатов. Каждый опийный наркоман, а это потребители и героина и ацетилированного опия, ежедневно потребляет в среднем две дозы наркотика на протяжении примерно 300 дней в году.

Таким образом, только полтора миллиона упомянутых наших сограждан ежегодно покупают и потребляют миллиард разовых доз наркотиков опийной группы.

С учетом того, что практически весь этот контингент – безработные, то на каждую дозу, необходимую для снятия абстинентной крайне болезненной ломки, они зарабатывают путём дистрибуции порядка 5 доз ежедневно. Таким образом, только рядовые опиатные наркоманы осуществляют около 200 миллионов фактов сбыта наркотиков – то есть совершают 200 миллионов наркопреступлений ежегодно.

Еще не менее 3 млн. человек в нашей стране потребляют марихуану и синтетические наркотики, поэтому общее количество наркодоз, покупаемых наркоманами разного профиля, достигает в год 2 миллиардов, а общее количество фактов сбыта, то есть, опять же, наркопреступлений – около 400 миллионов.

Таким образом, именно наркопотребители являются бесспорным решающим фактором эпидемиологического распространения наркомании и основой криминальной дистрибьюторской активности.

Именно поэтому ГМП, обеспечивая локализацию значительного количества наркопотребителей в специализированных реабилитационных центрах, выведет их из наркодистрибутивного процесса, поставит их под наблюдение специалистов медицинского, социального и правоохранительного профиля, надежно обеспечит изоляцию наркопотребителей от криминальных сетей и в силу локализации предоставит практическую возможность работать с ними и их семьями представителям медицинского и социального профиля.

Заявленная мощность программы порядка 150 тысяч наркопотребителей, вовлекаемых в длительную, порядка года, реабилитацию, обеспечит снижение наркомании и наркопреступности приблизительно на 30 процентов.

Таким образом, программа реально направлена на декриминализацию молодёжной среды.

А с другой стороны, ГМП отвечает на запрос граждан и матерей России о помощи самим наркопотребителям, поскольку решает следующие задачи: групповая и индивидуальная психотерапия, трудовая терапия, мотивационная работа, духовно-нравственная реконструкция личности, коррекция поведения от асоциального типа к социальным стандартам, восстановление утраченных за годы потребления (а то и не сформированных) коммуникативных, социальных и профессиональных умений и навыков, работа с семьями, с созависимыми близкими, определение индивидуальной программы для каждого реабилитанта.

Таким образом, мы видим, что ГМП решает проблемы огромного количества семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отвечает на запросы граждан, предоставляет возможности целому ряду молодых людей вернуться к нормальной жизни и обеспечивает кардинальное снижение наркомании и наркопреступности в нашей стране.

Более того, у нас есть все основания говорить о серьёзном, значительном экономическом эффекте от реализации программы.

По оценке секретаря Совета Безопасности Н.П. Патрушева, материальный ущерб от наркотиков в России составляет 3 % ВВП, то есть сравним с затратами на всю систему здравоохранения.

Следовательно, до 2020 года, если не предпринимать усилия в рамках программы, Россия не досчитается 14 триллионов рублей.

Реализация же программы, на которую требуется 175 млрд рублей – 20 млрд в год – сохранит государству не менее трёх триллионов рублей, не говоря уже о сохранении жизни и возвращении к активной экономической деятельности порядка 100 тысяч молодых людей.

Таким образом, востребованность и значимость программы очевидна. Тем более, это корреспондируется со всем мировым опытом.

Говоря о создании национальной системы реабилитации, помимо принятия и продвижения программы необходимо организовать работу по трём направлениям.

Первое. Организация кодификации всего действующего законодательства, имея в виду гармонизацию правового обеспечения исключительно важного направления работы в обществе с наркопотребителями с целью коррекции их социального поведения.

Для этого предстоит ввести в национальное правовое пространство понятия комплексной и социальной реабилитации, ресоциализации, постреабилитационного патроната и другие, а также задать базовые схемы реабилитации и ресоциализации для всех ключевых групп наркопотребителей.

Предлагаю на следующем заседании ГАК рассмотреть вопрос о развитии и совершенствования всей системы законодательства и правовых норм в сфере антинаркотической политики.

Второе направление – создание региональных систем комплексной реабилитации, обеспеченных соответствующими программами и решениями.

Третье направление - интенсивная организация пилотных или экспериментальных площадок, на которых в опережающем режиме отрабатываются наиболее сложные проблемы и механизмы ГМП.

Спасибо за внимание!