Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

02.12.2013

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании круглого стола  по теме «О дополнительных мерах законодательного регулирования по профилактике наркомании и обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан»

 

Москва, Государственная Дума Российской Федерации Федерального собрания, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, 2 декабря 2013 года

 

О законодательном обеспечении профилактики наркомании через комплексную реабилитацию и ресоциализацию

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании круглого стола

по теме «О дополнительных мерах законодательного регулирования по профилактике наркомании и обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан»,

Москва, Государственная Дума Российской Федерации Федерального собрания, Комитет

Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, 2 декабря 2013 года

 

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Я признателен Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции за то, что сегодня поднят крайне важный для нас вопрос о законодательном регулировании профилактики наркомании, обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан, а также за предоставленную возможность поделиться своими соображениями о том, какие усилия в этом направлении нам необходимо предпринять.

Что же на сегодня главное в профилактике наркомании, что составляет суть такой профилактики?

Два ключевых блока работы.

 

Первое. Базовая профилактика в виде организации устойчивого социально-экономического развития территорий, качественное образование и здравоохранение, полноценная и достойная занятость молодёжи. Если эти фундаментальные основы бытия подростков и молодых людей не обеспечиваются, то сложно понять какими ухищрениями мы сможем предотвратить попадание наших детей в беспощадные жернова наркоиндустрии.

Второе. Базовая профилактика в виде массированного выявления и мотивирования наркопотребителей на реабилитацию. Если хотите – тщательно организованное и масштабное «выдёргивание» несчастных из цепочек преступной дистрибуции наркотиков.

Как в своё время Антон Семёнович Макаренко «выдёргивал» из бессмысленного обитания бездомных,  беспризорных, нищенствующих асоциализированных детей и подростков в реабилитационные по сути центры-коммуны и возвращая их в осмысленную полнокровную жизнь.

Сегодня мы обязаны полномасшабно сделать то же самое.

 

В результате мы резко оздоровим и декриминализуем молодёжную среду, выполним достоверную истинную профилактику – то есть предотвращение приобретения и употребление наркотических веществ подростками и молодыми людьми.

Ведь специфика наркомании и наркопреступности состоит в том, что большинство наркопотребителей являются одновременно и мелкими сбытчиками наркотиков – то есть базисом всей инфраструктуры сбыта и розничной дистрибуции наркотиков.

Здесь ежедневно происходит колоссальное количество преступных событий по обеспечению воспроизводства наркомании и втягиванию новых подростков и молодых людей в наркоманию.

Возьмем, к примеру, героиновых наркоманов, которых у нас насчитывается полтора миллиона человек. Каждый из них в среднем потребляет по 2 дозы ежедневно стоимостью в полторы тысячи рублей каждая. Минимум треть из них, то есть, полмиллиона человек, не имея необходимых 90 000 рублей в месяц на приобретение себе наркотиков, зарабатывает свои вожделенные пайки, распространяя полученные от мелкого наркодилера как сбытовый товар порядка 200 наркодоз в месяц.

Таким образом, только героиновые наркоманы обеспечивают астрономическое, 1 миллиард (!), число фактов розничного сбыта, то есть, между прочим, 1 миллиард наркопреступлений в год! Нечто подобное происходит и в среде потребителей марихуаны, гашиша и синтетических наркотиков.

 

В этой социологически точной и достоверной реальности наркомании главными профилактическими или превентивными мерами и будут как раз «вырывание» наркопреступников-потребителей из этой системы через их направление на программы реабилитации и ресоциализации с последующим полноценным возвратом в социум значительной доли реабилитируемых.

 

Вот это и есть настоящая профилактика, то есть превенция и предотвращение вовлечения в наркоманию как наркопотребителей, так и пока ещё здоровых молодых людей.

Государственный подход требует от всех нас определять проблему организации профилактики по существу, уходя от сложившихся стереотипов и комфортных для отдельных чиновников и организаций гражданского общества решений.

Иначе мы вместо того, чтобы заниматься реальной профилактикой, основные силы и бюджетные средства будет направлять мимо цели, а нередко и на очевидную имитацию профилактики и даже спекуляцию на проблеме наркотиков.

К сожалению, массовая устоявшаяся активность в сфере профилактики в подавляющем большинстве случаев сводится к увлечению яркими разовыми мероприятиями, - концертами, раздачей маек с грозными лозунгами, телемарафонами, - то есть того, что называется пиаром.

Однако практически вся пропаганда идёт мимо тех, кто ещё не попал в сети наркомафии. Нередко, кстати, ещё и разжигает любопытство и желание попробовать «запретный плод».

Пропаганда идёт мимо и уже потребляющих наркотики. Сложно представить как лекцией или видеороликом вытащить человека из бездны наркопотребления.

Здесь вспоминаются миниатюра известного советского сатирика Аркадия Райкина, где он поёт куплеты от имени тунеядца и пьяницы, обращаясь к отцу и воспитателям:

 

А ты рот не разевай.

Газетки-то почитывай.

А ты давай, давай, давай меня перевоспитывай.

Я заботу вашу чую.

Всё, что скажете, стерплю.

Я общественность родную больше матери люблю…

 

То есть в таких псевдопрофилактических системах всем хорошо.

Государство и общество изо всех сил изображают борьбу с наркоманами. Школьники, студенты и, тем более, наркопотребители получают  удовольствие от такой заботы, которая беззубая и ничего реально ни от кого не требует, никого не понуждает.

Коллеги, пришла пора переходить всем к подлинной работе, тяжёлой индустрии по «выниманию» наркопотребителей из наркосоциума и возвращению их в подлинный социум. И здесь необходимо сражаться за каждого наркопотребителя, в том числе ещё и не т.н. больного, мотивировать и направлять на реабилитацию.

 

Другим видом отвлекающей и малополезной профилактики является тестирование на наркотики, которое всего за два последних года приобрело характер буквально повальной эпидемии.

Как я уже неоднократно подчёркивал, сплошное тестирование является не только колоссальной тратой денег, но и идеальным способом уйти от реальной деятельности в область производства фиктивно-демонстративного продукта, проще – показухи, или примитивной имитации и симуляции реальной деятельности!

 

Даже если представить, что тестирование эффективно выявляет наркопотребителей – а это крайне сомнительно, тем более, что никто не имеет права согласно законодательству РФ принуждать молодого человека проходить тестирование – но даже если наркоманы выявляются, то кто будет работать с ними? И здесь опять первичной является именно качественная национальная система социальной реабилитации, а не само выявление.

Ещё более опасной является ментальная установка на то, что технологическое тестирование решит проблему вместо постоянно живущих рядом с наркопотребителем семьи, родителей, классных руководителей, участковых МВД или участковых социальных служб.

Но тогда зачем все службы и сама семья, товарищи по двору и школе, сами школа и вуз, если они не в состоянии различить, что с их сыном, другом, соседом, подопечным, жителем подконтрольного подъезда или дома стало происходить что-то ненормальное?..

Поэтому лучшая профилактика – это правильно организованная национальная система немедицинской реабилитации, что и спроектировано на данный момент во исполнение поручения Президента Российской Федерации в подготовленном ФСКН России совместно с Минздравом и другими федеральными органами исполнительной власти проекте Государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».

К сожалению, разработанная госпрограмма до сих пор не получила решения по финансированию, поскольку Минфин России утверждает, что в стране нет денег на реабилитацию – то есть средств на фундаментальную для страны проблему нет, а проблема 8 млн наркопотребителей, как впрочем и почти 30 млн их близких и родственников, остаётся вне сферы деятельности официальной власти.

Фактически перед нами отказ государства администрировать – то есть решать - проблему наркомании.

Это неправильно и требует срочного исправления.

 

Приведённые выше цифры показывают масштаб проблемы, и её нерешение само по себе является прямой угрозой национальной безопасности

В связи с ситуацией прошу Вас, уважаемая Ирина Анатольевна, Ваш Комитет по безопасности и противодействию коррупции организовать обращение от имени Государственной Думы с предложением в приоритетном порядке утвердить проект государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».

Грандиозная работа предстоит нам совместно с депутатами Федерального Собрания в части разработки нового формата законодательства в части профилактики наркомании.

Предстоит осуществить систематизацию и кодификацию всего действующего законодательства, имея в виду гармонизацию правового обеспечения исключительно важного направления работы в обществе с наркопотребителями с целью коррекции их социального поведения. Для этого предстоит ввести в национальное правовое пространство понятия комплексной и социальной реабилитации, ресоциализации, постреабилитационного патроната и другие, а также задать базовые схемы реабилитации и ресоциализации для всех ключевых групп наркопотребителей.

 

Помимо того, что в законодательстве отсутствует установочное введение понятие социальной и комплексной реабилитации, абсолютно неадекватны и буквально все основные понятия в сфере профилактики.

Приведу только один пример.

Так, в последних законодательных актах вводится понятие «больной наркоманией» - то есть человек, которому поставлен диагноз по результатам медицинского осмотра. Значит, его надо лечить.

А те наркопотребители, которые не дошли до медицинских учреждений, а таковых абсолютное большинство - свыше 7 миллионов, стало быть, внимания со стороны государства не заслуживают.

При этом эффективность изолированного медицинского этапа освобождения от наркомании практически равняется нулю.

Таким образом, мы законодательно исходно приговариваем наркопотребителей к вечной наркомании.

Законодательное закрепление в сфере антинаркотической политики понятия «больной наркоманией» нивелирует и игнорирует другие аспекты, связанные с наркотизацией - правовые, социальные, которые сопутствуют наркопотреблению.

Из этого можно сделать вывод о том, что, по мнению инициаторов закона, заниматься и «лечить» наркопотребителя необходимо только тогда, когда есть диагноз, по крайней мере за деньги государства. А если нет болезни, то ничего делать не надо, нет прецедента. Нужно заниматься псевдопрофилактикой – то есть всё тем же тестированием и пиар-акциями.

Более того, из этого поля автоматически выпадают наркопотребители, которые выявлены в единичном или эпизодическом потреблении, но не являются «больными».

К примеру, 150 тысяч ежегодно выявляемых полицией потребителей, которые слоняются в обществе, ездят на автомашинах, ходят на дискотеки, болтаются по улицам, но российской медицине их имена неизвестны и под действие никаких программ они сегодня не подпадают. Единственная программа, которая работает – это административные штрафы и привлечение к уголовной ответственности. А таких наказанных в стране – единовременно до полумиллиона.

147 тысяч отбывают срок в местах лишения свободы, 113 тысяч осуждены условно, 150 тысяч административно оштрафованны – и это только ежегодно.

Таким образом, очевидно, что в условиях отсутствия реабилитационных программ, проблема решается исключительно карательными методами и это носит характер объективной заданности в условиях отсутствия реабилитационных программ.

В связи с этим нынешнее законодательство представляет интересы только наркологических клиник, государственных и негосударственных, при этом не учитываются интересы других НКО, которые занимаются длительной социально-психологической реабилитацией и ресоциализацией.

 

По сути нам предстоит кардинально переработать главный антинаркотический федеральный закон, устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности - от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Данный основополагающий для сферы борьбы с наркоманией  закон принят 15 лет назад, за эти годы в него внесено 23 поправки, и неудивительно, что на данный момент он уже не отвечает реалиям сегодняшних требований к антинаркотической деятельности Российской Федерации.

 

Достаточно указать на то, что три года назад - в июне 2010 года - указом Президента Российской Федерации была утверждена стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года, полностью обновившая ключевые установки верховной власти.

Существуют два пути систематизации антинаркотического законодательства.

Первый путь связан с консолидацией множества нормативных правовых актов в один укрупненный закон.

В этом направлении представляется необходимым переработать действующий Закон, который должен пополниться новым понятийным аппаратом, а также главами, значимым для достижения целей, определенных статьей 4, в которой  прописаны основные принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Кроме того, с учетом международного опыта и Указа Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», назрела необходимость при принятии новой редакции 3-ФЗ закона изменить его наименование, которое могло бы, к примеру, звучать следующим образом: «Об антинаркотической деятельности в Российской Федерации».

 

Второй путь наиболее сложный путь – это кодификация, то есть систематизация действующего законодательства, направленная на упорядочивание юридических норм в процессе правотворчества. В процессе кодификации нормы перерабатываются, отменяется устаревший правовой материал, а также устраняются противоречия в нормах, результатом чего является единый, цельный, согласованный акт - кодекс (Лесной, Воздушный, Таможенный и т.д.). Считается, что кодификация как один из видов систематизации действующего законодательства наиболее перспективна применительно к нормативно-правовой базе Российской Федерации.

Если долгое время классическая доктрина права не допускала включения в юриспруденцию антинаркотического права, то теперь ситуация меняется: логика общественного прогресса, угрозы стоящие перед государством ведут к смене представлений о правовой системе и к переменам внутри этой системы. Пришло время изменить коренным образом подходы и оценки нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности и дать ему место в общем механизме правового регулирования, возможно в виде отдельной отрасли права.

Очевидно, что необходимо в кратчайшие сроки определять стратегию систематизации и кодификации антинаркотического законодательства и организовывать её реализацию.

В этой связи, возможно,  целесообразно создать рабочую группу при ГАК по систематизации антинаркотического законодательства.

 

Спасибо за внимание.