Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

25.03.2014

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на международной Экспертной встрече по теме «Альтернативное развитие для регионов производства наркотиков» (25 марта 2014 года, г. Москва, «Президент-Отель»)

 

"Развитие как главный ресурс антинаркотической безопасности. Безопасность через развитие"

 

Дорогие друзья!

Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать Вас в Москве!

Позвольте открыть международную Экспертную встречу по теме «Альтернативное развитие для регионов производства наркотиков».

Сегодня для работы собрались более 100 экспертов в данной сфере из 27 стран мира, включая, подчеркну, все без исключения государства БРИКС и ОДКБ.

Наша экспертная встреча исходно готовилась в формате совещания ведущих экспертов по проблеме альтернативного развития для адресного экспертного обеспечения председательства России в «Группе восьми».

По инициативе партнёров по Восьмёрке данный формат был в одностороннем порядке сломан и, как Вы уже знаете, вчера на заседании редуцированной Семерки в Гааге был подтверждён курс США и НАТО на изоляцию России.

Обращаю внимание на то, что ликвидация Западом Восьмёрки была произведена в тот момент, когда Россия в рамках своего председательства в «Группе восьми» в текущем году в качестве приоритета выдвинула вопрос борьбы с наркотиками, что трудно оценивать иначе, чем радикальный способ США и НАТО уйти от ответственности за 40-кратный взрывной рост наркопроизводства в Афганистане с момента оккупации этой многострадальной страны вооружёнными силами США и НАТО в 2001 году.

Напомню, коллеги, что с момента начала операции «Несокрушимая свобода» в октябре 2001 года ООН объективно зарегистрирован взрывной и катастрофический рост наркопроизводства в Афганистане.

Объёмы производства героина выросли более чем в 40 раз.

То же самое касается и площадей под опийным маком в Афганистане.

Согласно данным УНП ООН, площади посевов опийного мака в Афганистане только за минувший год выросли с 150 тысяч гектаров до 209 тысяч гектаров, т.е. на 36 процентов.

Исторически, при талибах посевные площади с 63 тысяч га в 1998 году к 2001 году сократились до 8 тысяч га, то есть в 8 раз, а за период операции «Несокрушимая свобода» они увеличились до беспрецедентного исторического максимума – 209 тысяч га, то есть возросли в 26 раз!

А ведь это по сути означает рост в 26 раз самой социальной базы наркопроизводства, то есть количество крестьян, вовлечённых в эту криминальную активность, превышает 3 миллиона человек.

Кроме того, сам Афганистан в итоге стал первым в мире потребителем героина!

Таким образом, главный и впечатляющий итог военной операции «Несокрушимая свобода» - это трансформация Афганистана в планетарную по масштабу зону наркопроизводства, которая одна сегодня производит в 2 раза больше опиатов, чем 10 лет назад производил весь мир.

Коллеги, совершенно очевидно, что не Россию Запад исключил из Восьмёрки, а сам устранился от решения мировой проблемы наркопроизводства в Афганистане.

Ведь именно в ходе своего председательства в Восьмёрке Россия намеревалась предложить всеобъемлющую стратегию по решению проблемы – и здесь, в соответствии с курсом ООН, первое место занимают как раз современные программы альтернативного развития, которым и посвящена наша сегодняшняя экспертная встреча.

Это определяется тем фундаментальным фактом, что главной проблемой, стоящей перед мировым сообществом, остается проблема масштабного функционирования планетарных центров наркопроизводства, в которых производство героина и кокаина приобрело поистине индустриальный характер и со всей очевидностью превратилось в мощный генератор всего спектра угроз, системообразующий фактор политической дестабилизации ситуации в обоих полушариях.

На слайде показаны два центра производства наркотиков – героина в Афганистане и кокаина в Латинской Америке. Они превратились в глобальную проблему, единую для обоих полушарий.

Решить эту глобальную проблему возможно только путем объединения усилий большого числа передовых стран мира – конечно, речь идёт и о государствах, входящих в «Группу восьми», но опыт показывает, что следует реально полагаться, прежде всего, на страны БРИКС и страны-соседи с регионами наркопроизводства, свободные от обязательств и секретных решений военного политбюро НАТО.

Негативные последствия существования планетарных центров наркопроизводства – колоссальны.

Это особенно очевидно на примере Афганистана, ставшего главной жертвой масштабного наркопроизводства.

Так, за 14 лет – с момента начала операции «Несокрушимая свобода» – от афганского героина в Евразии погибло свыше миллиона человек, из которых минимум половина – граждане России.

Интенсивный транзит наркопродукции из Афганистана, оцениваемый в 80 млрд долларов ежегодно, обеспечивает размножение парамилитарных наркогруппировок, рост насилия, вовлечение нескольких миллионов жителей региона в транзит, что в целом деформировало политический ландшафт государств Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока.

Иными словами, производство наркотиков в Афганистане, является фундаментальным фактором дестабилизации всей Евразии и гарантированного уничтожения будущего России и Европы в области безопасности, демографии, генофонда и экономического развития.

Однако, несмотря на это, ликвидация афганского наркопроизводства, как показывает анализ базовых международных документов, до сих пор не стала главной задачей для мирового сообщества.

Для России это неприемлемо. Тем более что решение этой проблемы есть.

Это постановка перед всем человечеством задачи полной ликвидации афганского наркопроизводства.

Здесь два ключевых направления решения проблемы.

Первое – полицейское, выражаемое в уничтожении наркопосевов, планировании и проведении стратегических антинаркотических операций (САНО), под которые, в частности, в настоящее время ФСКН совместно с ОДКБ создаёт Центр стратегических антинаркотических операций.

Второе направление – организация альтернативного развития Афганистана на основе форсированной или ускоренной индустриализации Афганистана.

Второе направление следует сделать магистральным.

Вывод стран из депрессивности или развитие становится в наше время главным ресурсом безопасности.

Для этого следует принять в качестве доктринального фундаментального концепта идею «Безопасность через развитие».

Напомню, что именно такой подход предложил мировому сообществу Президент России В.Путин в своем обращении 1 января этого года.

В рамках такого подхода - «Безопасность через развитие» - развитие рассматривается как главный ресурс и фактор безопасности.

Для реализации этой идеологии или доктрины необходимо в период с 2015 до 2025 года организовать комплексное развитие Афганистана на основе программ альтернативного развития нового поколения, включающих форсированную индустриализацию и строительство опорных инфраструктур. Данный подход представляется как единственно продуктивный для решения мировым сообществом приоритетной задачи – ликвидации планетарного центра наркопроизводства в «сердце» Азии.

В этих целях Россия считает необходимым разрабатывать и предлагать миру новое поколение программ альтернативного развития Афганистана, которые позволят на деле решить задачу ликвидации этого планетарного центра наркопроизводства и источника дестабилизации всей Евразии.

Как показывает передовой опыт альтернативного развития, современные программы для государств, в которых выращивается кока, опиумный мак или другие наркосодержащие растения, должны состоять из трех уровней:

Первый уровень – это создание инфраструктуры организации передового сельского хозяйства, включая формирование стабильных рынков сбыта, системы кредитования крестьян под низкие проценты, системы технического и технологического обеспечения сельского хозяйства (научное и промышленное семеноводство, удобрения, сельскохозяйственное машиностроение), система обучения и подготовки агрономов и других профессиональных сельскохозяйственных кадров, а также жесткие протекционистские меры по защите крестьян, занимающихся возделыванием законных сельхозкультур.

Второй уровень – создание условий для диверсификации занятости населения с целью снижения доли семей, благосостояние которых напрямую зависит от успешности ведения сельского хозяйства, в частности, формирование национальной высокотехнологичной промышленности, в которую может быть вовлечено население. Примером является Малайзия, которая из отсталой аграрной страны за несколько десятилетий превратилось в одну из ведущих высокотехнологичных стран.

Третий уровень – суверенное развитие государств, обеспечиваемое финансовой и кредитной независимостью. Государства должны иметь право на суверенное развитие. Существующая мировая валютно-финансовая система, построенная на разрушении национальных экономик и высасывании из них ресурсов, необходимых для развития, является главной причиной распространения наркоторговли в мировом масштабе.

Фундаментальное значение имеет при этом развитие электроэнергетики, электрификация и выход на энергетическую самодостаточность.

В конечном счёте современные программы альтернативного развития должны обеспечивать полномасштабный социально-экономический подъём через создание инфраструктур следующего поколения, которые технологически в состоянии обеспечивать доступ основной части населения государств к современному мировому качеству жизни.

Именно в создании инфраструктур нового поколения, не с ограниченным доступом, а всеобщего пользования, и лежит существенный ответ на планетарный вызов наркопроизводства.

Подчеркну, что предлагаемый подход находится полностью в русле решений Токийской Международной конференции по Афганистану, состоявшейся в июле 2012 года и предложившей программу самообеспечения и экономического подъёма Афганистана. Решения Токийской конференции также исходили из фундаментальной установки, цитирую, что «существует крайняя необходимость сокращения объёмов производства наркотиков».

Похожие идеи в настоящее время разрабатываются и различными некоммерческими общественными организациями.

Так, коллеги, вам в раздаточные материалы предложен для рассмотрения инициативный проектно-аналитический доклад неправительственных организаций по проблеме «Новое поколение программ альтернативного развития для ликвидации афганского наркопроизводства».

В нём по сути изложен прообраз российского плана альтернативного развития и подъёма Афганистана и Центральной Азии.

В целом новый подход к решению проблемы наркопроизводства был официально представлен Россией уже в 2010 году – в штаб-квартире НАТО.

В данном плане ясно и в конкретной форме представлены ключевые направления и механизмы усилий международного сообщества с выраженным акцентом на организацию международным сообществом консолидированного и солидарного альтернативного развития Афганистана.

Уважаемые коллеги!

В конечном счёте, основная идея современных программ альтернативного развития должна состоять в том, что только амбициозные экономические решения позволят покончить с наркопроизводством и сопровождающей его депрессивностью.

По сути, ключевой тезис должен состоять в том, что планетарный центр наркопроизводства может быть ликвидирован и переформатирован исключительно путем включения его в центр приложения мировых усилий в целях индустриализации и развития.

Для Афганистана – это безусловный императив.

Мы видим Афганистан в скором будущем как сильное и процветающее государство. Но для этого необходимо сделать ставку на развитие.

Хотел бы обратить Ваше внимание на то, что планетарные центры наркопроизводства с неизбежностью являются оборотной стороной глобального экономического кризиса.

Предельно негативные последствия афганского и южно-американского наркопроизводства хорошо известны и очевидны. Ликвидные наркоденьги убивают экономику зоны евро и даже существенно сказываются на юане.

Как показывают документы расследований по отмыванию преступных доходов, крупнейшие банки критически зависят от грязных, но ликвидных денег от продажи наркотиков.

Здесь уместно вспомнить резонансное дело в отношении американского банка Ваковия (Wachovia), который, только по официальным данным, провел через свои счета 378 миллиардов долларов по операциям с подконтрольными мексиканским наркокартелям пунктами обмена («касас дель камбио»).

Также заподозрены и оштрафованы еще два банка в США - «American Express Bank» и «HSBC».

Что это означает?

Прежде всего, то, что наркоденьги и порождающий их глобальный наркотрафик являются не только донорами столь дефицитной ликвидности, но и, по сути, жизненно важным и необходимым сегментом всей монетарной системы и одной из составляющих современного финансового кризиса.

Более того, именно это обстоятельство, то есть, возможность перманентного восполнения столь необходимой ликвидности, – во многом является движущей пружиной финансово-экономического и социального заказа на продолжение наркопроизводства.

В свою очередь, само существование глобального финансового пузыря обусловлено именно этой возможностью для банков привлекать ликвидные наркоденьги.

По сути, нечистоты удобряют нынешнюю экономическую систему.

А с учётом того, что, согласно общепризнанным оценкам, в том числе экспертов ООН,  наркоденьги в мире ежегодно составляют рынок объёмом порядка 800 миллиардов долларов, а негативные последствия для реальной экономики в 2 – 3 раза превышают эту сумму, объем ежегодного ущерба мировой экономике составляет минимум 2 триллиона долларов, что равно ВВП таких стран, как Франция или Великобритания.

И это позволяет уверенно утверждать, что наркоденьги являются базисом современной финансовой системы. Не удивительно, что в разгар первого пика финансового кризиса 2008-2009 годов заместитель Генерального секретаря ООН, исполнительный директор УНП ООН Антонио Коста заявил о том, что в крупнейшие банки мира для устранения критического дефицита ликвидности было вброшено около 352 миллиардов наркодолларов, которые затем были использованы в межбанковских заимствованиях.

Это свидетельствует о том, что вся существующая глобальная экономическая миросистема в целом не только недееспособна, но и направлена на саморазрушение.

Таким образом, мировая экономика является своего рода заложником наркопроизводства, а Афганистан, в свою очередь, является заложником больной глобальной экономики.

Поэтому вопрос «Как сдувать финансовый пузырь?» тождественен вопросу «Как победить глобальную наркопреступность?» - и, прежде всего, ликвидировать афганское наркопроизводство.

Ключевым направлением ликвидации глобального наркопроизводства является переформатирование существующей экономики и переход к экономике, исключающей криминальные деньги и гарантирующей воспроизводство чистых ликвидных активов, то есть к экономике развития, когда в основе принимаемых решений лежат проекты развития и целевые долгосрочные кредиты.

Таким образом, правильно организованное альтернативное развитие позволяет вывести мир и из глобального кризиса.

Именно поэтому ещё в январе 2012 года я на Всемирном экономическом форуме в Давосе предложил тезис о том, что решение проблемы афганского наркопроизводства позволит вылечить глобальную экономику.

Коллеги!

В заключение перечислю возможные направления и меры, которые следовало бы предпринять международному сообществу:

1. Продвигать в Совете Безопасности ООН постановку вопроса о выделении проблемы ликвидации планетарных центров наркопроизводства в отдельный и абсолютно приоритетный вопрос для мирового сообщества.

2. Совместно разработать международный План ликвидации планетарных центров наркопроизводства на основе организации национального и цивилизационного развития - План «Радуга-3».

3. Разработать и принять фундаментальный концепт-доктрину «Безопасность через развитие» с акцентом на современные программы альтернативного развития.

4. Консолидировать усилия в направлении разработки программ национального, регионального, цивилизационного и планетарного развития как ключевого инструмента ликвидации планетарных центров наркопроизводства.

5. Образовать Глобальный Альянс по альтернативному развитию.

6. Инициировать при Гененральном секретаре ООН комиссию по альтернативному развитию Афганистана на основе его форсированной индустриализации, сделав приоритетным проектом ООН.

7. Создать интерактивную карту альтернативного развития Афганистана как организационной основы ликвидации афганского наркопроизводства.

8. Провести специальную международную конференцию по альтернативному развитию Афганистана – например, в Омске, осенью т.г.

Коллеги!

Предлагаю обсудить поставленные вопросы.

Надеюсь на долгосрочное и многостороннее сотрудничество.

Спасибо за внимание.

 

Фото: g8russia.ru