Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

11.07.2014

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на совещании по вопросу комплексной реабилитации и ресоциализации бывших участников программ «заместительной терапии» в Крыму и организации региональных систем комплексной реабилитации в Крымском федеральном округе, Ялта, 11 июля 2014 г.

 

«Об организации в Крымском федеральном округе передовой региональной системы реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков»

 

Уважаемые участники совещания!

Немногим больше трех месяцев прошло после выездного совещания под моим председательством в Симферополе, где мы обсуждали вопросы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации в Крымском федеральном округе.

За это время сделано немало. Сформировано оргядро территориальных органов наркоконтроля в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь, главы которых помогают нам обустраиваться на новом месте. Есть уже и первые ощутимые результаты пресечения незаконного оборота наркотиков.

Так, уже 5 мая 2014 года сотрудниками РУФСКН России по Республике Крым была пресечена деятельность международной организованной преступной группы, которая на протяжении 10 лет сбывала крупные партии наркотиков на всем полуострове. Из незаконного оборота изъято свыше 1,8 тыс. разовых доз опия, расфасованных для реализации, и большое количество прекурсоров.

8 мая 2014 года сотрудники наркоконтроля завершили операцию по ликвидации преступной группировки, которая длительное время сбывала наркотики в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.Ее организатор находился в Крыму. Изъято более 130 килограммов амфетамина, около 33 килограммов метадона, свыше 1000 таблеток МДМА, 6,6 тонны прекурсоров, оборудование для изготовления наркотиков, в частности, пресс-станок - то есть целая химическая лаборатория.

Начал функционировать, путь пока еще и не в полном составе, отдел аппарата Государственного антинаркотического комитета по Крымскому федеральному округу. Созданы региональные антинаркотические комиссии.

Теперь пришло время делать следующий шаг и принимать все необходимые решения о развертывании комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков в Крыму.

Наше сегодняшнее совещание строится в нестандартном инновационном формате.

С одной стороны, инициаторы и разработчики проекта региональной системы Крыма представят нам результаты своей работы и работы конференции в целом. С другой стороны, я жду самоопределения и предметных комментариев прямо тут, «здесь и теперь», что называется, от присутствующих на совещании представителей федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), тем более, что мы просили посылать представителей ФОИВ и для предварительного участия в работе конференции.

Задача заключается в том, чтобы совместными усилиями государства и общества спроектировать и организовать в Крымском федеральном округе передовую региональную систему реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.

В конечном счёте, нам необходимо, как я анонсировал на заседании ГАК 25 июня, сделать Крым своего рода витриной передовой антинаркотической политики России и продемонстрировать лидерство России по антинаркотическому треку.

Тем более важна такая инновационная форма в свете подписанного 1 июля т.г. Президентом России нового Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Данный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного – как на федеральном, так и региональному уровнях - и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, а также порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Мы в полной мере можем рассматривать наше совещание и как пилотную площадку по отработке новой практики стратегического планирования.

Коллеги!

Хочу особо акцентировать тот момент, что создать работающую региональную систему реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков крайне непросто после 25 лет, скажу мягко, «воздержания» или дистанцирования государства от организации программ освобождения потребителей наркотиков от зависимости, а в Крыму ещё и после нескольких лет интенсивной реализации т.н. программ ЗТ с раздачей самим государством тяжелейшего наркотика метадона.

Однако именно региональные системы являются базовыми элементами национальной системы комплексной реабилитации.

С этой целью Правительством РФ по поручению Президента России 15 апреля т.г. утверждена в составе госпрограммы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» подпрограмма «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях».

Согласно подписанному вчера Указу Президента России № 507 координирующая роль по созданию национальной системы комплексной реабилитации возложена на ФСКН России. Это создаёт принципиально новую ситуацию, когда Служба должна выступить организующим началом и вовлечь в создание национальной системы реабилитации все основные ФОИВ и все субъекты Федерации, а также все муниципальные образования России, которые также с прошлого года имеют свои муниципальные антинаркотические комиссии и реализуют муниципальные антинаркотические программы.

Первый этап реализации подпрограммы комплексной реабилитации госпрограммы «Противодействие незаконному обороту наркотиков», должен завершиться созданием к концу следующего 2015 года 10 – 15 пилотных передовых региональных систем реабилитации и основы федеральной инфраструктуры реабилитации.

И старт этому процессу даём именно здесь, в Крыму.

Создание Крымской региональной системы серьёзно осложняется почти восьмилетней историей массированного применения метадоновой программы на Украине.

Тяжёлое наследие этой антигуманной системы уже начинает использоваться нашими оппонентами в Киеве, которые пытаются использовать Совет Европы и функционирующуюв его составе Группу Помпиду как площадки для обвинения России в нарушении прав тех наркобольных, что в предыдущие годы в Крыму заставляли принимать метадон.

Хочу предупредить выступающих от имени украинского народа спекулянтов на этой проблеме, что у них ничего не получится.

Россия как один из наиболее влиятельных членов Совета Европы не позволит это сделать.

Более того, сами руководящие органы Совета Европы понимают щепетильность и деликатность  этой ситуации.

Два дня назад, во вторник я имел обстоятельную беседу в Страсбурге (Франция) с Генеральным секретарем Совета Европы Турбьерном Ягландом.

Г-н Ягланд глубоко понимает проблему использования метадона для потребителей наркотиков в Крыму и подчёркивает, что опыт прекращения программ ЗТ в Крыму и организация системы реабилитации требует специального исследования и отработки – особенно для ситуаций, когда то или иное государство принимает решение отказываться от программ ЗТ.

Г-н Ягланд также считает, что проблему недопустимо политизировать.

Я представил г-ну Ягланду убедительные факты, показывающие крайне негативные и просто смертельные последствия применяемой Украиной т.н. заместительной терапии как по сути бюджетно финансируемой дистрибуции опаснейшего наркотика опиоидной группы метадона.

Элементарное сопоставление ситуации со смертностью наркопотребителей документально свидетельствует, что уровень смертности наркопотребителей, вовлеченных в метадоновые программы в 10 раз, подчеркиваю, в 10 раз выше, чем не вовлеченных в эти бесчеловечные проекты.

По сути, это - программы физического истребления наркопотребителей.

Именно этим объясняется результат значительно более высокой смертности зарегистрированных наркопотребителей на Украине, чем в России – более чем в два раза.

Эти данные полностью корреспондируются с общемировой ситуацией, где фиксируется устойчивое увеличение доли смертей, связанных с употреблением метадона. Так, в США в период с 1999 года по 2004 год количество зарегистрированных смертельных случаев, связанных с употреблением метадона выросло почти в 4 раза, а количество передозировок метадоном превысило количество передозировок героином.

В Шотландии число смертей, связанных со злоупотреблением метадона, в прошлом году превысило число смертных случаев от героина.

В отчетах и докладах Международного комитета по контролю за наркотиками Организации Объединенных Наций неоднократно подчеркивалось, что во всех странах, где используются метадоновые программы, наблюдался рост заболеваемости метадоновой наркоманией.

Только в Крыму за три минувших года умерли порядка 200 метадоновых клиентов. Более того, 90 процентов закупленного на деньги налогоплательщиков метадона прямым трансфертом уходило на криминальный рынок, где он бойко торговался по цене афганского героина. А сколько людей погибло от этого импортного «лекарства» - статистике неизвестно.

При этом заболеваемость наркоманией, ВИЧ-инфекцией, смертность среди наркоманов выросли более чем в 2 раза по сравнению с другими регионами Российской Федерацией.

Медицинский персонал пунктов «заместительной терапии», их клиенты, коррумпированные чиновники и сотрудники правоохранительных органов, как правило, становились соучастниками криминального оборота метадона. Наркотики выдавались в дозировках, близких к смертельным, с ежегодным приростом. Никаких ограничений не устанавливалось, невзирая на губительность наркотиков для больных с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, которых об этом просто не информировали. Дошло до того, что метадон давали беременным, приговаривая их еще не рожденных детей к наркотизации.

Поэтому уже в конце марта ГАК предпринял необходимые усилия для того, чтобы всем пациентам ЗТ в Крыму была предоставлена возможность пройти курс медицинского лечения как в самом Крыму, так и в других регионах Российской Федерации, а также далее включиться в программы реабилитации в лучших реабилитационных центрах России в рамках разработанной подпрограммы комплексной реабилитации.

«Заместительную терапию» мы общими усилиями в щадящем режиме, плавно, под медицинским контролем  прекратили к 30 мая текущего года. Более 47 тысяч таблеток метадона добровольно сдано медицинскими организациями в органы наркоконтроля. Всем нуждающимся было проведено амбулаторное, а при необходимости – стационарное лечение по месту жительства. Более 60 человек воспользовались возможностью лечения и медицинской реабилитации в лучших клиниках материковой части нашей страны. Не произошло ни массовых протестов, ни массовой смертности, несмотря на кликушество и истерические выпады в адрес Российской Федерации со стороны лоббирующих «заместительную терапию» отдельных международных организаций и агентов их влияния в Киеве, у которых отняли прибыльный, надо сказать, бизнес.

Нападки продолжаются и по сей день. Различные заявления изобилуют искажениями фактов, предложениями, граничащими с вмешательством во внутренние дела Российской Федерации. Это те реальные условия, в которых нам приходится работать. Провалились и попытки склонения попавших в метадоновую беду крымчан к переезду на Украину для продолжения наркотизации. Таких желающих оказалось не более 8 %, да и те уже начали возвращаться обратно в Крым.

Скажу неприятную вещь. Но это нужно сделать.

Организуя устранение последствий «заместительной терапии», нам пришлось столкнуться и с тем, что медики-практики элементарно разучились по-настоящему работать с наркоманами, бороться за их трезвость. Нашлись и чиновники от медицины, которые готовы капитулировать, пойти на поводу у апологетов метадоновых программ, не церемонясь с приоритетами нашей государственной антинаркотической политики. Сами же жертвы «заместительной терапии» оказались парализованы «поддерживающей» наркотизацией, их воля к сопротивлению наркотикам была подавлена. Лишь единицы из них, да и то стараниями родственников, частично сохраняли видимость элементарного социального статуса.

Все это подчеркивает сложность и ответственность следующего этапа, к которому мы переходим, причем под пристальным взором недружественных нам отдельных международных структур. Это реабилитация и ресоциализация, которую большинство бывших участников «заместительной терапии» предпочли бы проходить без выезда за пределы Крыма. И здесь на нашей стороне – уникальные природно-климатические условия бывшей всесоюзной, а теперь – возрождаемой всероссийской здравницы. Крым богат и сельскохозяйственными угодьями, большей частью запущенными. Кроме того, исторически Крым генерирует и мощный духовный потенциал. Ведь именно здесь, в Херсонесе, в 988 году святой равноапостольный князь Владимир принял крещение как предвестник Крещения Руси. И вот теперь Россия, следуя своему духовному предначертанию, избавляет Крым от последствий этого чудовищного, мизантропического эксперимента, «заместительной терапии», жертвами которой стали сотни и даже тысячи крымчан. 

Уважаемые коллеги!

Обращаю Ваше внимание на два ключевых момента организации комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, вытекающие из наркоситуации в Крыму и местной специфики.

Во-первых, напрашивается необходимость создания не просто региональной системы реабилитации, а её Крымского кластера, органично вписанного в инфраструктуру курорта и местных сельскохозяйственных производств.

Во-вторых, исходя из характерных особенностей целевой группы бывших потребителей метадона, стержневыми проблемами будут, прежде всего, их мотивация, модернизация наркологической службы, подключение к реабилитационному процессу учреждений социальной защиты населения во взаимодействии с негосударственным сектором.

К сожалению, ситуацию осложняет до сих пор не решенный Правительством Российской Федерации вопрос о начале финансирования подпрограммы «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях» государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков». Однако, это не может быть оправданием нашего бездействия или выжидательной позиции.

Теперь переходим к анализу результатов проектной конференции.

Хотелось бы получить от Вас проекты конкретных решений и планов, предложения, которые и легли бы в основу дальнейшей антинаркотической работы в Крыму.