Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

23.07.2014

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании Коллегии ФСКН России, 23 июля 2014 года

 

"Создание Национальной системы комплексной реабилитации - фундаментальный инструмент борьбы с наркопреступностью и декриминализации общества в сфере наркопреступности"

 

Уважаемые коллеги!

Эффективная работа ФСКН России и всего пула правоохранительных органов позволяет достоверно выделить две характерные особенности формирования наркоситуации в России с точки зрения поставок наркотиков извне.

Во-первых, продолжающийся рост поставок опиатов, прежде всего афганского героина, и, во-вторых, лавинообразный рост поставок все новых видов синтетических наркотиков.

Об этом свидетельствует 50-процентный рост за первое полугодие текущего года объёмов перехваченных опиатов – 2,5 тонны, в том числе 30-процентный рост перехватов афганского героина – 1,7 тонны, а также - 150-процентный рост объёмов перехваченных синтетических препаратов – уже 3 тонны. Причём, номенклатура перехватываемых наркотиков составляет 250 наименований основных и более 1000 производных и аналогов, а общий объём уже составил 15 тонн, то есть 0,5 миллиарда разовых доз не попали в незаконный оборот.

Нашей Службой производится более 90 процентов всех крупных перехватов оптовых партий наркотиков и практически 100 процентов всех уголовных дел в стране по легализации и отмыванию финансовых средства наркобизнеса.

Службой раскрыто и пресечено 82 процента всех преступлений, совершённых в организованной форме – 10 790 из 12 771-го – причём, в их числе 746 крупных преступных сообществ – по сути наркосиндикатов.

Кроме того, инициированный Службой и введенный с 1 июня 2012 года рецептурный порядок отпуска кодеиносодержащих препаратов обеспечил уменьшение в 30 раз объема оборота дезоморфина в стране и, как следствие, двукратное снижение уровня преступности по организации наркопритонов, прекращение циркуляции в России 10 тонн кодеина и распространения так называемой «аптечной наркомафии».

Наша Служба, сконцентрировав все усилия по уничтожению инфраструктуры поставок наркотиков и их сбыта, по факту прочно заняла лидирующее место в стране в борьбе с крупной организованной наркопреступностью.

Однако, коллеги, почивать на лаврах преждевременно в условиях продолжающегося роста афганской героиновой агрессии и нарастающей синтетической угрозы. Именно сегодня на коллегии проведём детальный анализ и определим меры дальнейшего повышения эффективности нашей работы.

Это что касается уничтожения крупной организованной инфраструктуры поставок и сбыта наркотиков.

Что касается мелкой розничной уличной дистрибуции, то она целиком и полностью осуществляется самими наркопотребителями - наркоманами.

Это не удивительно, поскольку наркопотребители, а их в России насчитывается 8 миллионов человек, которые в большинстве случаев не работают и для ежедневных доз им нужны деньги, а это от 500 до 3 тысяч рублей в день, которые они добывают, либо распространяя наркотики среди таких же бедолаг, либо отнимают путём совершения краж и грабежей у экономически активного населения – всего на сумму порядка 100 млн. долларов, то есть более 3 миллиардов рублей в день. Стало быть, в год страна и общество теряет не менее 30 миллиардов долларов (до 1 триллиона рублей) экономически полезного спроса.

И именно эти средства инвестируются в орудующие криминальные группировки на Северном Кавказе и в Средней Азии, осуществляющие основной трафик афганский опиатов.

Давно назрела необходимость системно взяться за этот колоссальный массив уличной наркопреступности. И одними карательными мерами здесь нельзя ограничиваться. Ведь за минувшие 10 лет более 1 миллиона человек привлечено к уголовной ответственности и порядка 1,5 миллиона наказано в административном порядке. И здесь наша Служба приняла на себя непростую новую задачу – создать национальную систему реабилитации как инструмент системной декриминализации общества.

Поясню. Ведь реабилитация – это далеко не только работа, направленная на благородные цели освобождения от наркозависимости. Это не просто общественный альтруизм.

Это, в не меньшей степени, фундаментальная гуманная деятельность государства, направленная на освобождение наших улиц, домов, дворов, скверов, школ, университетов, производств – в том числе опасных – от обитающих во всех порах общества наркопотребителей и связанной с ними дистрибуции наркотиков и общеуголовной преступности.

Уважаемые коллеги, Указом Президента России № 507 от 10 июля 2014 года наша Служба наделена принципиально новыми полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркопотребителей. ФСКН России также наделена полномочиями по организации поддержки социально ориентированных НКО, осуществляющих данную деятельность.

Данный Указ придает ощутимый импульс созданию Национальной системы комплексной реабилитации - фундаментального инструмента борьбы с наркопреступностью и декриминализации общества в сфере наркопреступности.

Вступивший в силу 25 мая с.г. федеральный закон № 313-ФЗ от 25 ноября 2013 г. закрепляет дополнительные правовые механизмы побуждения больных наркоманией, совершивших преступления или административные правонарушения, к лечению от наркомании, а также медицинской и социальной реабилитации.

На наркоманов, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотики либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

С вынесением судом решения о прохождении лечения и медицинской реабилитации и выполнением этих решений организационных проблем нет: список государственных наркологических диспансеров по месту пребывания наркозависимого доступен судам, всем направленным в эти диспансеры будет оказана бесплатная наркологическая помощь.

Однако эффективность такой помощи крайне низка, если после лечения и медицинской реабилитации наркозависимый не пройдет долгосрочный курс социальной реабилитации. А с этим возникают существенные проблемы. Поскольку 99% учреждений социальной реабилитации – негосударственные организации. И суды в большинстве случаев не знают, куда направлять привлеченных к ответственности наркопотребителей для прохождение курса социальной реабилитации.

Чтобы механизмы альтернативной ответственности и правового побуждения к освобождению от зависимости заработали, ФСКН России предложена следующая организационная схема.

1. Губернаторы - председатели антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации должны определить уполномоченный орган исполнительной власти в сфере социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков и проработать порядок финансирования социальной реабилитации и ресоциализации, в том числе путем предоставления сертификатов на реабилитацию.

2. Уполномоченные органы должны создать на базе одного из своих учреждений координационный центр по комплексной реабилитации и ресоциализации, а также совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными управлениями ФСКН России при научно-методической поддержке ФКУ НИЦ ФСКН России должны провести отбор организаций, действующих в сфере социальной реабилитации и ресоциализации, сформировать реестры таких организаций.

3. Территориальные управления ФСКН России совместно с органами здравоохранения субъектов Российской Федерации должны составить перечень медицинских организаций, осуществляющих лечение и медицинскую реабилитацию потребителей наркотиков, для направления его в судебные органы, а также проинформировать судебные органы о возможности направления наркозависимых лиц в рамках механизма правового побуждения в координационный центр по комплексной реабилитации и ресоциализации.

4. Координационный центр будет обеспечивать направление наркопотребителя в тот или иной негосударственный центр для прохождения курса социальной реабилитации и ресоциализации, а также выделение необходимых бюджетных средств и контроль качества реабилитации.

Таким образом, заработает система государственного интерфейса между административной практикой и административным судопроизводством, фиксирующая ежегодно в процессуальном порядке до 150 тыс. наркопотребителей, обитающих в обществе, для организации перманентного системного направления их в локализованные, специально отобранные реабилитационные Центры. При этом общество, с одной стороны, защитит себя от криминалитета, с другой стороны – наркопотребители получат шанс и реальную возможность освободиться от наркозависимости.