Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

06.10.2014

 

Выступление председателя ГАК, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании ГАК 6 октября 2014 г.

 

По теме: "Меры по ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с массовыми отравлениями новыми психоактивными веществами"

 

Уважаемые коллеги!

Заседание Государственного антинаркотического комитета мы начинаем с вопроса, который был включен в повестку дня как чрезвычайный, поскольку требует своего незамедлительного разрешения.

С 19 сентября 2014 года медицинскими учреждениями ряда субъектов Федерации начали массово фиксироваться случаи отравления граждан, в том числе несовершеннолетних так называемыми, курительными смесями.

Наиболее пораженными оказались территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Кировской области, Республики Башкортостан. Коснулось это и некоторых других регионов.

На данный момент зафиксировано свыше 700 фактов отравлений, из них более двух с половиной десятков – со смертельным исходом.

Курительные смеси содержали новое синтезированное вещество метил-2[1-(4-фторбензил)-1-Н-индазол-3-карбоксамид]-3,3,-диметилбутаноат – сокращённо MDMB (N)-Bz-F – это вещество не находится в перечне подконтрольных и, таким образом, не запрещено к обороту на территории Российской Федерации – то есть получается разрешено к свободному обороту и, значит, оно законное, легальное.

Сразу же после лабораторной идентификации химической формулы нашей экспертно-криминалистической службой ФСКН инициировала обязательные согласительные процедуры, установленные Правительством в целях юридического закрепления MDMB (N)-Bz-F в Перечень запрещенных веществ.

Благодаря форсированной мобилизации ФСКН России вместе с другими федеральными и региональными органами исполнительной власти была проведена интенсивная оперативно-розыскная работа и проводятся необходимые следственные действия. Задержаны порядка двух десятков первых подозреваемых.

Локальные группировки распространителей этой заразы разгромлены, каналы поступления нового вещества в регионы перекрыты. Ситуация купирована. Возможная эпидемия на этот раз блокирована.

Вместе с тем, необходимо отдавать отчёт, что масштаб проблемы стремительно нарастает!

За последние семь лет объём изъятий подобной синтетики в России увеличился в 130 раз – со 165 кг до 22 тонн. Это свидетельствует, с одной стороны, о массированной контрабанде «синтетики» из-за границы, а с другой стороны, – об отлаженном за рубежом высокоскоростном процессе генерации все новых химических формул, явно рассчитанных на тяжеловесный неповоротливый российский регламент по внесению их в правительственный перечень подконтрольных.

Соответственно, до выходов Постановления правительства работа правоохранительных органов, где новое химическое вещество фиксируется как наркотик, парализована. Это с неизбежностью ведёт к тому, что действия по пресечению оборота намного запаздывают по отношению к действиям наркомафии. В итоге зарубежная мафия действует в среднем в 300 раз быстрее, чем российское государство.

В настоящее время процедуры по внесению вновь синтезированных веществ в список подконтрольных растянуты на срок от года до полутора лет. Лишь после их завершения наркополиция на законных основаниях получает право возбуждать уголовные дела, изымать наркотики из оборота, и проводить необходимые процессуальные действия.

Поэтому именно утяжелённый регламент не позволяет оперативно реагировать на новые вызовы и угрозы.

Цена промедления – тяжёлые отравления и смерть молодых людей.

В то же время во многих государствах мира законодательно регламентированы процедуры, позволяющие в течение одной недели временно запрещать оборот веществ, представляющих опасность для населения, на срок до трёх лет до завершения всех последующих необходимых процедур.

Таким образом, ситуация в России осложняется еще и тем, что наша неторопливая и незащищённая страна стала мишенью для зарубежных наркодизайнеров, поскольку большинство зарубежных стран уже существенно повысили свою защищенность, оптимизировав регламенты постановки под контроль в срок до недели, что резко снизило привлекательность этих стран для поставщиков синтетики в отличие от России.

Уже три года как ФСКН России добивается, чтобы в России также был введён институт временного приостановления оборота новых веществ, в отношении которых поступила проверенная, подчёркиваю, проверенная и протокольно зафиксированная информация о их психоактивном воздействии. Тем более, что у тех, кто будет не удовлетворён всегда будет возможность оспорить его в суде.

Однако ряд ведомств, и что наиболее печально, даже Минздрав России, напрямую отвечающий за здоровье наших граждан, несмотря на распространённую международную практику и здравый смысл, упорно возражают против этого. Прошу эти ведомства в интересах защиты общества и, прежде всего, молодёжи, оперативно пересмотреть свою позицию.

Сейчас уже практически все субъекты Федерации поддерживают это решение, а также Совет Федерации и Государственная Дума. Вам роздано показательное письмо Губернатора  Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, подписанное также ещё и 30-тью общественными организациями автономного округа.

Коллеги, ещё раз формулирую суть вопроса: срочно необходимо внесение в законодательство Российской Федерации изменений, в соответствии с которыми при получении органами наркоконтроля и МВД России совместно с психиатрами-наркологами информации о появлении новых психоактивных веществ, ФСКН России имела бы право вводить временный запрет на осуществление их оборота сроком на 3 года. За нарушение этого запрета необходимо предусмотреть уголовную ответственность.

Сегодня я ещё раз вношу данное предложение.

Прошу Вас, уважаемые члены ГАК, поддержать нас и не отправлять данную жизненно необходимую инициативу в очередной бюрократический марафон по сути на четвертый год. Это первое, что необходимо срочно сделать в российском государстве.

Коллеги!

Второе. Жизненно важно в ситуации нависшей опасности синтетической смерти на фоне афганского героинового цунами – это немедленный стартап национальной системы реабилитации наркопотребителей.

Анализ ситуации со «спайсами» и другими дизайнерскими наркотиками, равно как и с героином, убедительно свидетельствует, что вся низовая дистрибьюторская сеть их распространения практически на 100% состоит из самих же наркопотребителей.

И главной жертвой «синтетики» является армия численностью более трёх миллионов молодых людей с 2-3-4хлетним стажем наркопотребления, которых жажда эйфории толкает к любым без разбора новым дизайнерским наркотикам. Напрашивается полная аналогия с алкоголиками, которым с какого-то момента также всё равно что употреблять: водку, пиво или «тройной» одеколон.

Так, большая часть отравившихся новыми психоактивными веществами в сентябре текущего года – наркопотребители со стажем, но при этом находящими вне сферы наркологии и программ по освобождению от наркозависимости.

К слову говоря, первичные следственные действия по ситуации со вспышкой отравлений от новых наркотиков показали, что среди задержанных подозреваемых в основном лица, которые нигде не работали и сами потребляли наркотики. Средства для приобретения зелья зарабатывали, сбывая новую отраву своим же сверстникам.

Таким образом, многочисленный контингент потребителей наркотиков – это своего рода наркотический браузер в современном обществе, а отсутствие поддерживаемой государством реабилитационной работы с этим контингентом - ахиллесова пята нашей государственной антинаркотической политики и беда всего российского общества.

В случае запуска уже разработанной национальной системы реабилитации этот контингент, потоком направляемый на длительную от года до полутора реабилитацию, исключается как минимум на этот срок как из процесса потребления, так и процесса уличной дистрибуции наркотиков.

Суммирую сказанное: в случае полномасштабного функционирования национальной системы реабилитации жертв «спайсов» было бы кратно меньше.

А сама система реабилитации – это действенный инструмент повышения социального иммунитета общества против наркомании и преступности в целом.

Коллеги!

Теме снижения спроса на наркотики, базирующейся на реабилитации, посвящено уже 11 заседаний нашего Комитета.

В апреле 2014 года Правительством Российской Федерации принята государственная программа «Противодействие незаконному обороту наркотиков», в которую включена новая для России подпрограмма «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях».

Но абсолютно без какого-либо ресурсного обеспечения, что не позволяет даже начать её реализацию.

Несмотря на неоднократные в течение двух лет поручения Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации, средства на реализацию подпрограммы реабилитации до сих пор не выделены.

Неисполненным осталось и поручение Президента № Пр-1785 от 24 июля 2014 г. - до 1 сентября т.г. обеспечить финансирование Госпрограммы на 2014 год, т.е. текущий год.

Коллеги, нами вместе на протяжении последних 4-х лет в этом направлении проделана огромная работа. На сегодня остался последний шаг – обеспечить  финансирование, чтобы заработала госпрограмма и чтобы через  ресурсного бюджетное обеспечение можно было не только задействовать потенциал некоммерческих организаций, но и перевести лучшие из них на принципиально новый уровень эффективности.

В этих сложных условиях необходимо отдать должное главам субъектов Российской Федерации, которые, понимая необходимость снижения уровня наркопотребления в своих родных регионах, изыскали денежные средства для того, чтобы реабилитационная деятельность могла полноценно осуществляться, чтобы люди возвращались к нормальной жизни, снижалась наркопреступность, а реабилитационные центры не бедствовали, сводя концы с концами.

В ряде субъектов Российской Федерации осуществляется работа и накоплен определенный опыт по функционированию региональных сегментов многоуровневой системы работы с наркопотребителями, включающей в себя выявление, диагностику, лечение, реабилитацию, ресоциализацию и постреабилитационное сопровождение.

К лидерам в области организации реабилитации относятся Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ставропольский край, город Москва, республики Башкортостан, Татарстан и Чувашия, Иркутская, Калининградская, Новосибирская, Псковская области, руководители некоторых из этих регионов сегодня присутствуют на заседании Комитета.

Субъектами Российской Федерации приняты собственные нормативные правовые акты о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги по реабилитации и ресоциализации. Ряд эффективно работающих негосударственных реабилитационных центров получили субсидии по результатам региональных конкурсов (республики Бурятия, Калмыкия, Алтайский, Красноярский, Ставропольский края, Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Новосибирская, Ростовская, Свердловская, Тамбовская, Тульская области, г. Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ). Как видим, география расширяется.

Наработан положительный опыт по внедрению механизмов адресного финансирования целевых затрат на освобождение от наркозависимости через сертификат на реабилитацию конкретного наркопотребителя.

В Псковской области финансирование сертификатов на реабилитацию из областного бюджета в 2014 году составляет 1,5 млн. рублей. В Пермском крае в истекшем периоде 2014 года через сертификаты на реабилитацию проходят программы освобождения от наркозависмости в негосударственных реабилитационных центрах 20 человек, а в Ханты-Мансийском автономном округе – 40.

Город Москва в нынешнем году выделил 100 миллионов рублей на индивидуальные сертификаты, которые позволят обеспечить прохождение программ реабилитации пятистам наркопотребителям.

На этих двух примерах хорошо видно, что включение региональных властей в реализацию Госпрограммы определяется не объёмом региональных бюджетов, а правильным пониманием и высоким управленческим уровнем руководителей субъектов.

В стадии активного становления при координирующей роли вновь образованных антинаркотических комиссий находится региональный сегмент национальной системы реабилитации в Крымском федеральном округе.

Таким образом, деятельность по снижению спроса на наркотики идет «точечно», а для кардинального перелома ситуации необходимо, наконец,  объединить усилия государства и общественных организаций.

Коллеги, приступаем к работе.

Прессу благодарю за внимание.