Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

20.11.2014

 

Доклад председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу «О создании национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях», Москва, Дом Правительства, 20 ноября 2014 года

 

«О создании национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях»

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые члены Правительства!

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, хочу поблагодарить Правительство и Вас, Дмитрий Анатольевич, лично, за вынесение вопроса о создании Национальной системы реабилитации на заседание Правительства.

По факту такое обсуждение более чем знаменательное, поскольку оно будет первым за прошедшие 25 лет!

Напомню, что почти четверть века назад, 25 октября 1990 года Комитет Конституционного надзора СССР в своём Заключении N 8 (2-10) «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией» свёл проблему наркомании исключительно к проблеме здоровья индивида и, более того, приравнял потребление наркотиков к правам человека, который, цитирую, «ни перед кем не обязан отвечать за свое здоровье». Тогда же были закрыты лечебно-трудовые профилактории - ЛТП, где осуществлялось принудительное лечение и трудовая реабилитация  лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Разумеется, нет необходимости возвращаться к принуждению в любых его видах. Однако вернуться к реальности стоит, и ясно постулировать, что наркомания – это далеко не личное дело каждого, а, наоборот, – ключевой фактор разрушения общественной и национальной безопасности, ведущий к масштабным негативным последствиям.

Во-первых, потребление наркотиков ведёт к беспрецедентно высокой смертности молодёжи в возрастном сегменте от 15 до 34 лет – не менее 50-60 тысяч человек ежегодно по причине патологического износа внутренних органов.

В Японии с примерно такой же численностью населения в этом возрастном сегменте умирает от всех причин всего 5 тысяч человек, то есть от наркотиков примерно в 20 (!) раз меньше, чем в России. В Европе, в среднем, - в 12 раз меньше.

Во-вторых, 65 % всех преступлений в стране связано с наркотиками, при этом до 80 % всех краж, мелких неквалифицированных грабежей, связанных с отъёмом мобильных телефонов, дамских сумочек, автомагнитол и т.п., совершается наркопотребителями.

В-третьих, вся уличная дистрибуция, распространение наркотиков осуществляется исключительно наркопотребителями по принципу «пять доз продаю, а шестую – себе».

В-четвёртых, мотивация наркопотребителя на преступление запрограммирована необходимостью добыть деньги на вожделенную дозу, а монетарная корзина, к примеру, героинового наркомана определяется его ежедневным рационом – 2 дозы общей стоимостью минимум 2 тысячи рублей.

Таким образом, потребление наркотиков напрямую подрывает экономику страны, поскольку 8 миллионов наркопотребителей ежедневно тратят на наркотики 4,5 млрд рублей и тем самым выводят из ВВП страны до полутора триллионов рублей ежегодно, что в полтора раза выше чем бюджет министерства обороны и в 3,5 раза - бюджета министерства здравоохранения.

Демографический, криминальный и экономический ущербы очевидны.

Однако государство реализацией краеугольной задачи уменьшения количества наркопотребителей до сих пор, то есть уже четверть века, не занимается.

Очевидно, тогда, 25 лет назад, вместе с водой выплеснули и ребёнка. Старую систему осудили и отменили, но никакой новой не создали. При том, что уровень наркопотребления в стране за этот период вырос почти в 20 раз!

Уважаемые коллеги!

Упразднённую систему ЛТП полностью и с гораздо большей эффективностью компенсирует создаваемая с опорой на институты гражданского общества Национальная система реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

Именно эта деятельность, регламентируемая соответствующей подпрограммой Госпрограммы «Противодействие незаконному обороту наркотиков», принятой 15 апреля т.г. Правительством,  существенно минимизирует демографический, криминальный и экономический ущерб.

На слайде визуализирован успешный опыт минимизации ущерба от наркотиков – рельефный эффект сокращения за десять лет на одну треть смертности молодого населения в возрасте 15-34 лет.

Весомый вклад в эту позитивную динамику внесли решения о создании профильной службы - ФСКН России - в 2003 году и Государственного антинаркотического комитета – в 2007.

Значительной вехой явилось утверждение Вами, Дмитрий Анатольевич, в 2010 году Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, где впервые, помимо борьбы с предложением, обозначен императив сокращения спроса.

А также Ваши поручения по итогам Президиума Государственного Совета в апреле 2011 года - приступить к формированию национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации и введению механизмов государственной поддержки общественных организаций, занимающихся реабилитационной деятельностью.

Логика этого стратегического императива очевидна: чем большее число наркопотребителей удастся вовлечь в программы долговременной реабилитации, тем эффективнее и менее затратно для бюджета будет подрываться среда дистрибуции наркотиков.

Ведь из 290 тысяч ежегодно привлекаемых к уголовной и административной ответственности, более 200 тысяч является наркопотребителями – при этом суммарные бюджетные затраты силовых структур, следствия, судов и пенитенциарной системы на привлечение к уголовной ответственности наркопотребителей составляет 96 миллиардов рублей ежегодно.

Таким образом, именно реабилитационный процесс, организованный на значительно менее дорогостоящей технологии локализации рядовых наркопотребителей-распространителей в реабилитационных центрах, а не в тюрьмах, позволит в рамках своих бюджетов обеспечить большую концентрацию усилий правоохранительных органов на ликвидацию организованной преступности.

В этом контексте рассматриваем реабилитационный процесс как неотъемлемое важнейшее направление в борьбе с наркопреступностью.

О результатах борьбы с предложением наркотиков свидетельствуют следующие цифры.

Общие итоги за минувшие пять лет таковы: правоохранительные органы Российской Федерации ликвидировали около 50 тысяч наркопритонов и мест производства наркотиков и изъяли из незаконного оборота 26 тонн опиатов, в том числе 11,5 тонн афганского героина, 131 тонну наркотиков каннабисной группы, в том числе 121 тонну марихуаны и 10 тонн гашиша, а также 18 тонн наркотиков синтетического ряда – при этом обозначу тенденцию, что только в этом году объём изъятых синтетических наркотиков в 160 раз больше, чем 10 лет назад.

За последние пять лет к уголовной и административной ответственности всего привлечено 1 миллион 200 тысяч человек, пресечена деятельность 26 тысяч организованных преступных групп и организованных преступных сообществ.

Это показывает, что пришла пора также и ликвидировать в реализации Стратегии государственной антинаркотической политики разительный дисбаланс между карательной и гуманистической функцией государства, когда мы привлекаем к уголовной ответственности минимум в сто раз больше потребителей наркотиков, чем направляем на бюджетируемую реабилитацию - в то время как в развитых странах соотношение прямо противоположное.

Хочу также обратить ваше внимание и на то, что введённый в нашей стране принципиально новый правовой институт альтернативной ответственности уже сейчас решениями судов в уголовном и административном судопроизводстве создал существенный поток наркопотребителей на реабилитацию, которую им негде проходить.

Это определяется тем, что силами лишь медицинских наркологических учреждений невозможно обеспечить реализацию двух важнейших функций государства: освобождение от зависимости с одновременным содействием их семьям в трудной жизненной ситуации и защиту общества от асоциального криминального поведения наркомана.

А у действующих НПО в ситуации отсутствия госбюджетного финансирования обязательств перед государством нет. Они, во-первых, не обязаны, а во-вторых, подчас и не имеют элементарной материальной возможности брать на реабилитацию направляемых к ним граждан.

Более того, правильно организованную немедицинскую реабилитацию можно и нужно, по определению МККН ООН, рассматривать как прямую инвестицию в общество, поскольку реабилитация позволит ежегодно возвращать в экономику до триллиона рублей.

Механика показана на слайде.

Поскольку реабилитация является существенным фактором снижения смертности молодёжи, уровня наркопреступности и в целом инструментом декриминализации молодёжной среды, 10 июля т.г. Президент Российской Федерации своим Указом наделил ФСКН России полномочиями по координации деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

ФСКН России также наделена полномочиями по организации поддержки социально ориентированных НПО, осуществляющих данную деятельность.

Таким образом, организационно-административная база Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации создана.

Коллеги, прошу поддержать и через необходимое ресурсное обеспечение дать полномасштабный старт-ап этому принципиально новому виду деятельности государства уже со следующего года.

Доклад окончен.

Спасибо за внимание!