Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

09.03.2016

 

Выступление директора ФСКН России на второй международной конференции «Российско-Африканский антинаркотический диалог»

 

9 марта 2016 г., г. Дурбан, ЮАР

 

Уважаемые коллеги!

 

Прежде всего, хотел бы поблагодарить руководство Южно-Африканской Республики и Африканского союза за проявленную инициативу по проведению сегодняшней конференции и огромную организационную работу, которая позволила этому мероприятию состояться.

 

Мы собираемся в подобном формате уже второй раз – первый раз конференция «Российско-Африканский антинаркотический диалог» состоялась в июле прошлого года в городе Банжуле, Гамбия.

 

Наша сегодняшняя конференция имеет исключительно важное значение, поскольку проводится в преддверии запланированной на 19-22 апреля Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков.

 

На предстоящей Специальной сессии прогнозируется масштабная дискуссия по приоритетным направлениям международной антинаркотической политики, поэтому чрезвычайно важно сегодня сформулировать ключевые для наших стран позиции, которые целесообразно консолидировано вынести на рассмотрение на Специальной сессии.

 

В этой связи хочу персонально поблагодарить тех, кто принял активное участие в формировании консолидированной позиции, которая представлена в нашем сегодняшнем итоговом документе.

 

В своем выступлении я хочу обозначить позицию России, которую мы планируем представить на Спецсессии для обсуждения и выстраивания общей консолидированной платформы России и стран Африки.

 

 

Первоисточником, первоосновой сложившейся критической наркоситуации в мире являются два географических феномена – два планетарных по масштабу центра производства героина и кокаина, которые приобрели поистине индустриальный характер и порождают транснациональную организованную наркопреступность, ставшую серьезным фактором политической и финансово-экономической дестабилизации в мире.

 

От употребления афганских опиатов и южноамериканского кокаина за последние два десятилетия погибло, по самым скромным подсчетам, более 3 миллионов человек, а стоимость произведенных в этих двух центрах наркотиков составила четыре триллиона долларов, поступивших в транснациональные преступные сети.

 

Масштабное производство и последующий транзит наркотиков к отдаленным рынкам сбыта вызывают резкий рост насилия в различных его формах, особенно в транзитных регионах, и напрямую подрывают их социально-политическую стабильность в странах транзита.

 

 

В частности, африканский континент превращён в глобальную транзитную зону для двух мега-наркотрафиков – героинового из Афганистана и кокаинового из Латинской Америки.

 

По сути, многолетнее масштабное производство наркотиков порождает транснациональные межконтинентальные транзитные наркокоридоры, соразмерные в ряде регионов с валовым внутренним продуктом отдельных стран, что ставит эти государства транзита в ситуацию разрастания насилия, и, по сути, ввергает их в состояние гражданской войны.

 

По сути, наркотики из планетарных центров выступают геополитическим инструментом неоколониального рабства.

 

Именно на почве наркотранзитных маршрутов вырастает, буквально расцветает насильственный и террористический аспект борьбы наркогруппировок с легитимной властью, а также кровавое противостояние с конкурентами за жизненное пространство. При этом происходит их быстрая идеологизация, что придает этим новообразованиям черты террористических организаций, особенно при соответствующей медийной поддержке внерегиональных держав.

 

Дестабилизирующее воздействие транзитного наркотрафика прямо пропорционально масштабам проблем в государственном управлении и слабости местной экономики.

 

Экстерриториальные воды Аденского и Гвинейского заливов стали символами глобальной нестабильности и ареной господства вооруженных до зубов морских наркотрафикантов на быстроходных маломерных судах. В то же время в медийном пространстве наркотический аспект их существования не упоминается вовсе, зато гипертрофированно выпячиваются немногочисленные случаи пиратских налетов наркотрафикантов, иными словами камуфлируется наркотическая суть проблемы. Однако совершенно очевидно, что фундаментальной базой пиратства в этих заливах является транзитное перемещение значительных объемов дорогостоящих наркотиков.

Последние пять лет наркотрафики дестабилизируют также арабские государства Северной Африки.

 

Ежегодные доходы от наркоооборота, которые оцениваются в 500 миллиардов долларов в год, выступают как финансово-организационная база, порождающая целый ряд новых влиятельных субъектов, неизбежно вступающих в конкуренцию с государством и трансформирующих социально-политическую обстановку по своим лекалам.

 

Именно эти субъекты, опираясь на колоссальные финансовые возможности наркотранзита, вовлекают в свою деятельность и структурируют значительные людские ресурсы, идентифицирующие и идеологизирующие свою общность, обретая тем самым черты квазигосударственных образований. Примерами такой эволюции являются Боко Харам, ИГИЛ и ряд других.

 

На примере Африки наиболее наглядно заметно разрушающее воздействие наркотрафика на локальную, региональную и глобальную безопасность. При этом очевидна губительная трансформация ситуации, ибо наркокартели переходят в условиях практически неограниченного финансирования на качественно новый уровень, по сути, превращаясь в геополитические субъекты. Они формируют свою разведку и контрразведку, силы быстрого реагирования, парамиллитарные отряды и иные службы. Это с полным основанием позволяет их квалифицировать в качестве квазигосударственных образований внутри суверенных государств, подвергающих эрозии действующие институты легитимной власти.

 

Суммируя сказанное, очевидно, что масштабное индустриальное производство наркотиков, порождающее транснациональные наркокоридоры, разрушает архитектуру международной безопасности. Поэтому необходимо кардинально поднять статус наркопроблемы, поставив ее в один ряд по своим масштабам и последствиям с проблемами терроризма, пиратства и ядерного нераспространения.

 

Наркопроизводство и глобальные наркотрафики являются прямой угрозой национальной, региональной и международной безопасности.

 

При этом парадоксально, что в рамках Организации Объединенных Наций эта проблема рассматривается исключительно как гуманитарная в контексте социально-экономических вопросов по линии ЭКОСОС, а всем уже давно очевидный аспект разрушительного воздействия на международную безопасность вообще игнорируется, а соответственно, и в Совете Безопасности ООН не рассматривается.

 

Рассмотрение же этого вопроса в Совете Безопасности позволит получить уникальные политико-правовые средства для решения этой проблемы.

 

 

Хочу отметить, что именно страны Африки острее всего чувствуют эту проблему и уже давно выступают с инициативами ее рассмотрения именно в контексте безопасности.

 

В заявлении председателя Совета Безопасности ООН 8 декабря 2009 года (представителя Буркина-Фасо) отмечены «серьезные угрозы для международной безопасности в различных регионах мира, в том числе в Африке, создаваемые в некоторых случаях незаконным оборотом наркотических средств и связанной с этим транснациональной организованной преступностью».

 

В июле 2010 года председатель Совета Безопасности ООН (постоянный представитель Нигерии) в своем заявлении, касающемся ситуации в Гвинее-Бисау, отметил, что «члены Совета выразили озабоченность в связи с ростом нелегального оборота наркотиков и организованной преступности, которые угрожают миру и безопасности не только в Гвинее-Бисау, но и во всем субрегионе».

 

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун констатировал в своем выступлении на саммите Африканского союза в январе 2010 года, что «незаконный оборот наркотиков представляет растущую угрозу международному миру и безопасности в Африке».

 

В феврале 2010 года председатель Совет Безопасности ООН (представитель Франции) с  обеспокоенностью отметил «серьезные угрозы, создаваемые в некоторых случаях незаконным оборотом наркотиков и транснациональной организованной преступностью для международной безопасности в различных районах мира».

 

В заявлении глав государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности 2011 года, направленном в Совет Безопасности ООН, отмечается, что «распространение афганских наркотиков приобрело такие масштабы, которые представляют угрозу миру и международной безопасности».

 

В декабре 2013 года председатель Совета Безопасности ООН (представитель Франции) говорил о «незаконном обороте наркотиков и его последствиях для мира и безопасности в Западной Африке и Сахеле».

 

В Уфимской декларации, принятой на седьмом саммите БРИКС в июле 2015 года, также выражалась глубокая озабоченность мировой проблемой наркотиков, несущей угрозу безопасности общества.

 

В докладе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна Совету Безопасности ООН в ноябре 2015 года по вопросу безопасности в Сахельском регионе отмечалось, что «контрабандная торговля, в том числе незаконный оборот наркотиков…представляет собой одну из главных угроз региональной безопасности».

 

Таким образом, рассмотрение мировой проблемы наркотиков с точки зрения угрозы безопасности неоднократно осуществлялось на различных международных площадках, во многом – по инициативе африканских государств.

 

Уважаемые коллеги!

 

Африканские страны, подвергающиеся агрессии со стороны транснациональных наркокартелей, глубоко понимают влияние наркотранзита на региональную и глобальную безопасность и соответствующим образом формулируют эту проблему.

 

Представляется, что настало время при участии Африканского союза сформулировать общеафриканскую позицию и закрепить ее, может быть, прямо сегодня на этой конференции, в итоговом документе, а в апреле – на Спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН – придать динамику этому процессу в политико-правовой плоскости.

 

Благодарю за внимание.