Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Выступления В.П. Иванова

версия для печати Выступления В.П. Иванова

06.10.2015

 

Вступительное слово директора ФСКН России – председателя Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванова на заседании ГАК 6 октября 2015 г., Москва, Зал коллегии ФСКН России

 

О приоритетах реализации государственной антинаркотической политики

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на рассмотрении находится один вопрос – реализация перечня поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета страны.

Хотел бы сказать, что это историческое решение. И хотел бы пояснить, почему. Это развернутый план действий, в котором названы все стороны многогранной, мультидисциплинарной проблемы, такой, как наркомания и борьба с наркопреступностью.

Хотел бы совершить небольшой исторический экскурс в решение этой проблемы в нашем государстве. До недавнего времени решение этой проблемы базировалось на двух китах: первый- это сеть наркологических диспансеров, своего рода социально-медицинские рецепторы, и вторая, не менее важная, это система реабилитации, которая функционировала в системе МВД в виде лечебно-трудовых профилакториев.. До 1995года эта система существовала как государственная отрасль по освобождению от наркозависимости, то есть государство вело целевую деятельность по освобождению от зависимости очень многих наркопотребителей.

По сути, прекращение деятельности на этом направлении в 1995 году стало катализатором роста наркомании в нашей стране. То есть рецепторы остались, а реабилитация как вид деятельности исчезла.

Государственная функция по освобождению от зависимости в то время реализовывалась через систему МВД, в которой действовало 244 лечебно-трудовых профилактория. Эта бюджетно финансируемая отрасль обеспечивала реабилитацию от 70 до 100 тысяч зависимых человек ежегодно. Из бюджета страны на финансирование этой деятельности выделялось – в  пересчете на нынешние цены – 30-40 миллиардов рублей ежегодно, и в системе трудились 17 тысяч сотрудников.

С упразднением системы ЛТП ключевая функция освобождения от наркотической зависимости через реабилитацию перестала осуществляться государством, а государственная политика, хочу особо подчеркнуть, была тем самым переключена на массовое этапирование наркопотребителей в тюрьмы.

Именно эта смена политико-правовой парадигмы привела к 20 кратному росту количества уголовных дел по наркотикам, переполнению пенитенциарной системы наркопотребителями, что, в свою очередь, синхронно вызвало рост бюджетных затрат.

Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание на тот факт, что ежегодно к уголовной ответственности привлекается около 100 тысяч наркопотребителей за хранение наркотиков, подчеркиваю, без цели сбыта. Суммарные затраты пенитенциарной системы, а также правоохранительных и судебных органов на привлечение к уголовной ответственности наркоманов составляют 96 миллиардов рублей ежегодно.

Как говорится, с водой выплеснули и ребенка.

Поэтому представляется целесообразным воссоздать государственную отрасль освобождения от наркозависимости и вновь начать работу с этим контингентом не через пенитенциарную систему, а через специализированные программы реабилитации. Это в десять раз дешевле, и, одновременно, в несколько раз эффективнее.

На международном уровне целесообразность замены наказания наркопотребителям, совершившим нетяжкие преступления, в частности, хранение без цели сбыта, на реабилитационные процедуры уже давно очевидна и закреплена в базовых конвенциях Организации Объединенных Наций и регулярно подтверждается в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

Более того, запуск программ реабилитации позволит высвободить ресурс правоохранительных органов и сконцентрировать его на ликвидации организованной преступности и каналов контрабандных поставок наркотиков на территорию нашей страны.

Именно поэтому ключевым вопросом, обсуждавшимся на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 17 июня 2015 года, было восстановление и воссоздание системы реабилитации наркопотребителей.

Президент России Владимир Владимирович Путин сказал, цитирую: «Необходимо решать проблему избавления людей от наркотической зависимости, но исключительно медицинскими мерами, конечно, здесь не справиться. Нужна последующая социальная реабилитация и возвращение к нормальной полноценной жизни».

Принятые по итогам заседания поручения Президента Российской Федерации представляют собой реальный план действий органов власти и гражданского сектора по реализации активной наступательной политики государства, имеющей своей целью кардинальное снижение уровня наркомании в стране.

Вместе с тем мощный импульс, приданный проблеме Президентом, по факту, не был реализован.

В частности, в соответствии с пунктом 1 ж) Перечня поручений по итогам заседания президиума Государственного совета Правительству Российской Федерации предписывается «обеспечить выделение необходимых ресурсов на поддержку социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей».

Формально поручение выполнено. Из бюджета на решение этой задачи выделено 10 миллионов 200 тысяч рублей. При этом решениями судов на реабилитацию уже направлено не менее 100 тысяч человек. С учетом того, что реабилитация в среднем продолжается от полугода до года, получается в среднем 10 рублей в месяц на человека. Как говорится, комментарии излишни.

Решения Президента направлены на воссоздание этой государственной отрасли с опорой на структуры гражданского общества. Это потребует полтора миллиарда рублей в год, что в двадцать раз меньше, чем затраты действовавшей ранее системы лечебно-трудовых профилакториев. При этом решения судов, направляющих 100 тысяч наркопотребителей на реабилитацию, будут обеспечены силами неправительственных организаций за счет взятых на себя обязательств.

Хочу подчеркнуть, что, только выделяя скромные по меркам Российской Федерации бюджетные средства, мы сможем создать управленческую модель, систему взаимных прав и обязанностей негосударственных организаций и властей всех уровней.

Ресурсное обеспечение через грантовую поддержку является юридическим механизмом, который обяжет неправительственные структуры работать по государственным стандартам во взаимодействии с органами здравоохранения и социальной защиты. Это позволит администрировать и контролировать деятельность негосударственных организаций и обеспечит участие в этой работе федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления.

Уважаемые коллеги!

Мы надеемся, что реализация поручений Президента не превратится в бюрократический обмен письмами между ведомствами, а станет матрицей решения задач, которые мы перед собой ставим.

Прессу благодарю за внимание.

Продолжаем работу.