Главная страница   Направления деятельности   Основные показатели деятельности подразделений Службы    Аналитические материалы

версия для печати Аналитические материалы

Итоги деятельности Федеральной службы Российской Федерации

по контролю за оборотом наркотиков за 2015 год

 

Высокий уровень наркотизации населения России остается прямой угрозой безопасности и основным фактором подрыва демографического и социально-экономического потенциала страны.

Противодействие наркоугрозе является одним из ключевых элементов обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 31.12.2015.

Важно отметить, что соответствующим Указом Президента Российской Федерации предусмотрено проведение оценки и государственного мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации, одним из показателей которого является эффективность государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков.

В этой связи в наступившем году Службе предстоит выстроить комплексную работу по оценке и анализу результатов противодействия незаконному обороту наркотиков в рамках мониторинга состояния национальной безопасности, в том числе с учетом решений президиума Государственного совета, заседание которого состоялось 17.06.2015.

Эксклюзивным поставщиком в Российскую Федерацию тяжелых высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин и синтетические субстанции, является международный наркобизнес.

Стратегическим приоритетом правоохранительных органов Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков при координирующей роли ФСКН России является борьба с транснациональной организованной наркопреступностью, представляющей угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Только органами наркоконтроля в суды направлено 95 уголовных дел по преступлениям, совершенным преступными сообществами (2014 году – 108), и 5 614 уголовных дел в отношении преступных групп, действующих на территории России (в 2014 году – 4 809). При этом около четверти из них были организованы за пределами Российской Федерации или имели в своей структуре подразделения, находящиеся на территории иностранных государств.

По итогам 2015 года правоохранительными органами расследовано 14,1 тыс. наркопреступлений, совершенных в организованных формах, что на 14,3 % больше, чем в 2014 году. Из них 11,1 тыс. – ФСКН России (рост на 10,2 %), 2,2 тыс. – МВД России (рост на 43 %) и 0,8 тыс. – иными ведомствами (рост на 8,8 %).

К уголовной ответственности привлечено 13,2 тыс. участников организованных преступных групп и сообществ, что на 18,8 % превышает показатель за 2014 год, в том числе органами наркоконтроля – 75,6 %, или около 10 тыс. лиц данной категории (рост на 13,6 %).

В рамках работы по ликвидации инфраструктуры трансграничных поставок и дистрибуции наркотиков правоохранительными органами в прошедшем году пресечено свыше 11,7 тыс. фактов оптовых поставок запрещенных веществ (рост на 6,1 %), в том числе ФСКН России – более 90 % или 10,6 тыс. фактов (рост на 4,7 %).

Всей правоохранительной системой из оптового оборота (актива оргпреступности) изъято 26,5 тонны наркотиков, при этом на ФСКН России приходится 20,8 тонны. Тем самым только силами органов наркоконтроля предотвращен экономический ущерб на сумму 114 млрд. рублей, не допустив попадания наркотического опта для розничной реализации в обществе.

При этом особая роль в поставках на территорию Российской Федерации «тяжелых» наркотиков принадлежит этнической наркопреступности.

В 2015 году органами наркоконтроля фиксируется рост на 30 % числа задержанных за оптовые поставки наркотиков иностранных граждан и почти в 1,5 раза – граждан Российской Федерации, являющихся выходцами из иностранных государств.

Всего в 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации из незаконного оборота было изъято 35,5 тонны подконтрольных веществ, что соответствует показателю за 2014 год, в том числе органами наркоконтроля изъято порядка двух третей (23,3 тонны) от общей массы.

Важная роль отводится подрыву экономических основ наркобизнеса. По итогам 2015 года правоохранительными органами страны пресечена легализация преступных наркодоходов на сумму около 1 млрд. рублей, в том числе органами наркоконтроля установлена легализация 932,5 млн. рублей.

Вместе с тем, в целях обеспечения безусловного изъятия денежных средств наркобизнеса ФСКН России разработаны предложения по возложению на лиц, причастных к совершению наркопреступлений, бремени доказывания законности полученных ими доходов.

Базовым направлением в сфере противодействия розничной дистрибуции наркотиков является борьба с притоносодержательством.

В целях пресечения деятельности наркопритонов был реализован комплекс мер, направленных на ликвидацию незаконного рынка наркотиков, потребляемых в притонах.

В результате введения по инициативе ФСКН России с 1 июня 2012 года рецептурного отпуска кодеинсодержащих лекарственных препаратов практически полностью исчез с наркорынка страны дезоморфин.

Кроме того, за последние годы были уничтожены основные каналы поставок наркотиков, распространяемых под видом пищевого мака, служащих сырьем для изготовления ацетилированного опия.

Следствием данных мер стало сокращение притоносодержания в жилом секторе. В 2015 году расследовано 2,2 тыс. преступлений, связанных с содержанием наркопритонов, что на 16 % меньше, чем за 2014 год и почти в 3 раза ниже уровня 2012 года. В то же время повышается эффективность противодействия организованным формам притоносодержания – расследовано 732 преступления данной категории, что на 19 % больше, чем за 2014 год.

Наряду с совершенствованием механизмов противодействия наркоугрозам внутри государства, стратегическим приоритетом в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является ликвидация наркоинфраструктуры на дальних подступах.

Главным фактором подрыва системы безопасности на южных рубежах Российской Федерации является непрекращающееся масштабное производство героина в Афганистане, формирующее мощный транзитный поток наркотиков через страны ОДКБ (за время операции НАТО произведено порядка 100 тыс. тонн опиума, стоимостью при реализации свыше 1 трлн. долларов).

Следует отметить, что органы наркоконтроля являются важнейшим инструментом сдерживания смертоносного трафика опиатов в Россию из Афганистана. Только в 2015 году ФСКН России изъято 1,4 тонны героина, что составило свыше 70 % от изъятий героина всеми правоохранительными органами страны (около 2 тонн).

На фоне неослабевающего трафика афганских опиатов в последние годы наблюдается существенный рост незаконного оборота синтетических наркотиков.

Если в 2012 году удельный вес подобных веществ в общей массе изъятых всеми правоохранительными органами страны наркотических средств составлял немногим более 3 %, то по итогам 2015 года достиг 16 %.

В результате пресечения деятельности международных преступных групп в 2015 году изъято около 5,4 тонны синтетических наркотиков, что на 28,3 % больше, чем за 2014 год, из которых 3,6 т приходится на органы наркоконтроля (рост на 41,5 %). С учетом стоимости данных веществ на розничном наркорынке правоохранительными органами блокирована возможность реинвестирования в наркотрафик десятков миллиардов рублей.

Практика работы показывает, что наиболее концентрированные и опасные наркотики, такие как героин, гашиш и синтетика, поставляются на территорию России из-за границы.

Упрощенный режим досмотра в пунктах пропуска на государственной границе и слабая техническая оснащенность таможенной инфраструктуры обуславливают крайне низкую эффективность противодействия контрабанде наркотиков. В частности по итогам 2015 года ФСКН России пресечен 1 171 факт наркоконтрабанды, МВД России – 345 фактов, ФСБ России – 82, ФТС России – 36, СК России – 26.

В настоящее время, несмотря на приоритетность противодействия транснациональной организованной наркопреступности, значительные людские и временные ресурсы компетентных органов расходуются на выявление, раскрытие и расследование преступлений, напрямую не связанных с деятельностью организованных преступных наркоформирований.

В целях качественного повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию наркопреступности требуется реализация законодательных инициатив ФСКН России, поддержанных Президентом Российской Федерации на заседании президиума Госсовета 17.06.2015.

В частности, Службой подготовлены предложения по внесению изменений в УПК России в части исключения требования о возбуждении уголовных дел при отсутствии сведений о факте и обстоятельствах сбыта наркотиков.

ФСКН России и МВД России ежегодно возбуждается порядка 100 тыс. уголовных дел по подобным основаниям, которые, не имея перспективы раскрытия, как правило, приостанавливаются. По состоянию на текущий момент в ФСКН России накопилось свыше 220 тыс. таких дел, в МВД России – около 580 тыс.

Внесение в законодательство указанных изменений позволит перераспределить силы и средства следственных и оперативных подразделений с «негодного объекта» и сконцентрировать кадровые и материально-технические ресурсы на противодействии организованной наркопреступности.

Кроме того, ФСКН России подготовлены предложения по изменению законодательных подходов к привлечению ординарных наркопотребителей к ответственности за хранение наркотиков без цели сбыта для личного потребления, исходя из логики направления их через судебные решения не в пенитенциарную систему, а в реабилитационные центры.

Суть указанных предложений заключается в переводе преступлений, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта (ч. 2 ст. 228 УК России), из категории тяжких в категорию средней тяжести.

Таким образом, вносимые в законодательство изменения будут способствовать освобождению многочисленного контингента лиц от наркозависимости, а также позволят сосредоточить оперативно-следственный состав на решении стратегических задач в области борьбы с транснациональной организованной преступностью.

Следует отметить, что в результате деятельности федеральных органов исполнительной власти при координирующей роли ФСКН России наметились тенденции по снижению оценочного числа наркопотребителей (с 8 до 7,3 млн. человек), а также негативного влияния наркоэкспансии на социально-демографическую обстановку в стране.

Так, по данным Росстата, продолжается снижение смертности среди молодежи, во многом обусловленной фактором наркопотребления. Вместе с тем, уровень смертности в возрастной категории от 15 до 34 лет в России составляет более 200 человек на 100 тыс. населения, что существенно выше, чем, к примеру, в среднем по Европе (45 умерших на 100 тыс. населения).

Данная ситуация обусловлена тем, что порядка двух третей от общего количества ежегодно умирающих в России молодых людей умирает от различных несвойственных молодежи соматических заболеваний, первопричиной которых является немедицинское потребление наркотиков.

Добиться существенного снижения спроса на наркотики в стране, а также защитить население от асоциального и криминального поведения наркопотребителей способна лишь эффективно действующая национальная система комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

Приоритет социальной реабилитации наркопотребителей над их уголовным наказанием, связанным с лишением свободы, отражен в ведущих международных нормативных правовых актах, в том числе, в резолюциях Комиссии ООН по наркотическим средствам № 58/5 и Генеральной Ассамблеи ООН № 69/192 от 18 декабря 2014 г.

Необходимость создания национальной системы реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков нашла свое отражение в поручениях Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 17.06.2015, связанных с совершенствованием нормативной правовой базы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, развитием механизмов формирования и финансирования региональных сегментов данной системы.

Кроме того, по данным правоохранительных органов, две трети всех мелких краж и грабежей (340 тыс. преступлений ежегодно) также совершают потребители наркотиков с целью получения денежных средств, необходимых для приобретения наркотиков.

Функционирование системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей будет способствовать решению целого комплекса значимых проблем, связанных с немедицинским потреблением наркотиков: снизить уровень преступности и финансовые затраты на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, защитить общество от асоциального поведения наркопотребителей, дать надежду наркопотребителям и их семьям на освобождение от зависимости и тем самым снизить электоральное напряжение в существенном сегменте социума, который составляет около 30 млн. человек, а также уменьшить потери валового внутреннего продукта от незаконного оборота наркотиков, которые, по экспертным оценкам, составляют до 3% ВВП ежегодно.

В настоящее время работа по созданию и развитию системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей осуществляется в рамках отдельной подпрограммы № 3 государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утвержденной Правительством Российской Федерации 15.04.2014.

Реализация данной подпрограммы нацелена на кардинальное повышение эффективности в сфере реабилитации наркопотребителей, снижение финансовых затрат на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и экономию бюджетных средств.

Ключевым звеном такой системы должна стать работа с социально ориентированными неправительственными некоммерческими организациями, занимающимися вопросами социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

При этом, единственным действенным юридическим механизмом, который позволит администрировать деятельность негосударственных организаций и, по сути, выступит способом их найма, является предоставление грантов на конкурсной основе.

Запущенный в ноябре-декабре 2015 года за счет собственных ресурсов ФСКН России пилотный проект по организации специализированной системы адресной государственной финансовой поддержки организаций, действующих в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, позволил реализовать только узкий круг проектов в данной области.

Введение в действие системы реабилитации наркопотребителей на федеральном уровне способно придать необходимое ускорение и кратно повысить потенциал реализуемых и готовых к реализации программ реабилитации наркопотребителей в субъектах Российской Федерации.

Более того, эффективно действующая Программа является современной формой инвестирования в национальную экономику.

При полномасштабном запуске национальной системы реабилитации экономический эффект составит 40 млрд. рублей, сохраняя при этом полезный экономический спрос и производительные людские ресурсы.

Экономический эффект от реализации Программы обусловлен, прежде всего, сокращением теневого оборота наркодоходов (косвенные издержки) и снижением затрат на пенитенциарную систему (прямые издержки).

Совокупный экономический эффект от сокращения теневого оборота наркодоходов может достигать 27 млрд. рублей – это денежные средства, ежегодно затрачиваемые 96-тысячным контингентом наркопотребителей на приобретение наркотиков, которые отнимаются у экономически активного населения путем совершения корыстно-насильственных преступлений (кражи, грабежи).

С учетом того, что, по данным Судебного департамента Верховного Суда, к реальному лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных ст. 228 УК России, в 2014 году приговорено 32 411 лиц, экономический эффект от снижения затрат на пенитенциарную систему может достигать 13 млрд. руб.

Однако, экономический эффект от реализации подпрограммы по реабилитации возможен в случае привлечения, по сути, найма социально ориентированных неправительственных организаций, работающих в данной сфере, для чего в 2016 году потребуется 900 млн. рублей на субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования возникающих расходных обязательств.

Только в случае реализации государственно-частного партнерства в сфере реабилитации и ресоциализации возможно качественно улучшить наркоситуацию в стране, а также существенно снизить уровень социальной напряженности в обществе.

Распространение потребления наркотиков в России – неотъемлемая часть мировой проблемы наркомании, требующая скоординированных и сбалансированных действий всего мирового сообщества.

ФСКН России сформирована многоуровневая секторальная система международного сотрудничества по противодействию обороту наркотиков на территории Центральной Азии и Латинской Америки.

Сотрудничество ФСКН России c компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, несмотря на санкции западных стран против Российской Федерации и попытки международной изоляции России, активно развивается как в рамках двустороннего взаимодействия, так и в многостороннем формате.

При этом, ключевым направлением международной деятельности ФСКН России в 2015 году стало продвижение российских антинаркотических инициатив с целью включения их в итоговые документы специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков в 2016 году.

В этих целях Служба инициирует проведение и является активным участником масштабных международных антинаркотических форумов.

В апреле 2015 г. проведены антинаркотические мероприятия в рамках председательства Российской Федерации в ШОС и БРИКС, в том числе Совещание руководителей компетентных органов государств – членов ШОС, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и 2-я встреча руководителей компетентных органов государств-членов БРИКС, а также Министерская встреча БРИКС по борьбе с наркоугрозой, по итогам которой создана Антинаркотическая рабочая группа БРИКС, первое заседание которой состоялось 10 ноября 2015 г. в г. Москва.

Кроме того, ФСКН России была организована и проведена вторая Московская антинаркотическая министерская конференция, по итогам которой ее участниками была выработана консолидированная позиция по ключевым вопросам противодействия глобальным наркотрафикам.

Проведенные мероприятия стали важным подготовительным этапом формирования антинаркотического компонента в преддверии проведения в июле 2015 г. в г. Уфе саммитов ШОС и БРИКС, в ходе которых обсуждены правоохранительный и социально-экономический аспекты проблемы наркотиков, а также достигнуто согласие по вопросам формирования широкой антинаркотической коалиции, ориентированной на укрепление международной системы контроля над наркотиками.

В июле 2015 года директор принял участие в международной конференции «Российско-Африканский антинаркотический диалог» (Гамбия, г. Банжул), «на полях» которой подписаны соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров между ФСКН России и МВД Гамбии, ФСКН России и Федеральной полицейской комиссией Министерства федеральных дел Эфиопии, а также между ФСКН России и Министерством безопасности и гражданской обороны Мали.

Знаковым событием следует признать прошедшую в октябре 2015 года 6-ую встречу «ЦАК» (Иран, г. Тегеран) с участием представителей ОАЭ в качестве наблюдателей, в ходе которой главы антинаркотических ведомств Афганистана, Ирана, Пакистана, России и Таджикистана фактически сформировали новый антинаркотический блок.

В 2016 году будет продолжена работа по вопросу присоединения компетентных органов ОАЭ к формату «ЦАК» и преобразования «ЦАК» в антинаркотический альянс, что значительно повысит эффективность борьбы с афганским наркопроизводством и наркотрафиком.

Антинаркотические инициативы ФСКН России включены в итоговые документы всех вышеперечисленных мероприятий, и направлены в ООН в целях подготовки к проведению Спецсессии ГА ООН по мировой проблеме наркотиков в 2016 году.

В 2016 году будет продолжена работа по включению инициатив, подготовленных ФСКН России, в итоговый документ Спецсессии ГА ООН, для чего будут использованы все имеющиеся международные площадки, в том числе запланированные к проведению третья Московская антинаркотическая министерская конференция и вторая международная конференция в рамках «Российско-Африканского антинаркотического диалога».

ФСКН России оказывает всестороннюю помощь коллегам из государств, расположенных в непосредственной близости от глобальных центров наркопроизводства.

Так, 26 мая 2015 года подписано Соглашение между ФСКН России и Агентством по контролю наркотиков при Президенте Таджикистана об оказании антинаркотического содействия АКН Таджикистана на 2015-2017 гг.

14 декабря 2015 года проведено заседание Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации, на котором рассмотрены вопросы разработки антинаркотических программ содействия компетентным органам Афганистана и Пакистана, создания учебного центра ФСКН России в Никарагуа и организации обучения сотрудников компетентных органов латиноамериканских государств, а также реализации действующих программ антинаркотического содействия. По результатам принятых Комиссией решений, зафиксированных в подписанном директором ФСКН России протоколе, данная работа будет продолжена в 2016 году.

В 2015 году проведен ряд комплексных международных антинаркотических операций, в числе которых Региональные антинаркотические операции «Канал – Патруль» (Киргизская Республика), «Канал – Синтетик – Почта» (Российская Федерация, г. Владивосток), «Чистый Каспий», международная специальная антинаркотичесая операция «Мозаика», а также международные антинаркотические учения «ГРОМ-2015» и «Аравийский муссон - 2015».

Их практические результаты и достигнутая высокая степень координации совместной деятельности компетентных органов различных государств предполагают продолжение взаимодействтия на данном направлении. В этой связи на 2016 год запланированы активные этапы Региональной антинаркотической операции «Канал» с участием заинтересованных государств Азии и Европы - «Канал – Западный заслон» (Республика Беларусь), «Канал – Бастион» (Крым), «Канал – Кордон» (Киргизская Республика), а также иные целевые тематические международные операции.

Таким образом, благодаря усилиям ФСКН России, позиция нашей страны на многих международных и региональных площадках стала определяющей при принятии решений по противодействию наркомании. Россия ощутимо потеснила США в лидерстве на антинаркотическом треке.

За счет консолидации усилий правоохранительных органов и институтов гражданского общества достигнуто снижение в Российской Федерации напряженности ситуации в сфере немедицинского наркопотребления и незаконного оборота наркотиков. Вместе с тем сохраняющийся высокий уровень наркотизации населения страны продолжает представлять серьезную угрозу национальной безопасности России, что диктует необходимость дальнейшего развития антинаркотической системы и совершенствования методов противодействия незаконному обороту наркотиков.

 

 
События

 

Новости